Итоги научно-практической конференции «Форсайт образования: территория сетевого взаимодействия», прошедшей 29-30 сентября 2016 года в Анапе.

Версия для печати

09.10.2016 г

 Александр Мурычев: основная сложность в создании независимой оценки квалификаций - нехватка экспертов 

http://www.asprof.ru/site/public/tmp/img/236_180_inside/1072.jpg
29-30 сентября 2016 года в Анапе представители высшей школы и делегаты от объединений работодателей обсуждали судьбу финансово-экономических профессий и их соответствия запросам рынка труда. Здесь прошла научно-практическая конференция «Форсайт образования: территория сетевого взаимодействия». Организаторы мероприятия: Совет по профессиональным стандартам финансового рынка, Международная ассоциация организаций финансово-экономического образования, Финансовый университет при Правительстве РФ.
     На форуме решали, как дальше жить финансово-экономическим вузам и факультетам в контексте ряда реформаторских решений, принятых в последнее время законодателями и чиновниками в отношении высшей школы и рынка труда. Речь идет о стыковке образовательных программ и профессиональных стандартов.
Система образования, в том числе высшего, к 2020 году должна быть приведена в полное соответствие потребностям рынка труда. Таким образом, чтобы сошедшие со студенческой скамьи специалисты могли без «тюнинга» начать эффективно трудиться на своем рабочем месте, а также и не сталкивались с некогда традиционным при приеме на работу советом – «забыть все то, чему учились в институте, поскольку это никому не нужно».
Однако любая хорошая идея требует грамотной реализации. Отдельные элементы такой реализации и пытались определить участники конференции.
Александр Мурычев, председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР), исполнительный вице-президент РСПП, на пленарном заседании конференции рассказал, что в составленном СПКФР справочнике новых финансово-экономических специальностей сейчас значится 23 позиции – к примеру, аудиторы, специалисты по ипотеке, по платежным инструментам, по залогам и т.д. Этот справочник, по его словам, в ближайшее время будет передан на рассмотрение в Минтруд России. Но впереди – разработка стандартов по еще более чем 150 финансовым профессиям. В целом же на рынке труда России речь идет о более чем тысячи различных специальностей.
Тема новых профессий поднималась и на состоявшемся в рамках конференции открытом заседании методической секции по финансам Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) «Экономика и управление», где обсуждался вопрос разработки для них федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Однако, как объяснил собравшимся Александр Жидков, помощник ректора Высшей школы экономики и ответственный секретарь рабочей группы Национального совета профессиональных квалификаций (НСПК) по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения, попытка выделить новые профессии в отдельные направления обучения могут обернуться для вузов большими хлопотами. «Сейчас появляется большое количество узких новых профстандартов, например, по управлению проектами ГЧП, для сотрудников пенсионных фондов и пр. И появляются предложения – давайте под них введем в системе высшего образования новые направления подготовки студентов, внесем изменения в нормативную базу, разработаем для них новые ФГОС. При этом вузу придется заново проходить процедуры лицензирования и аккредитации. На это нужно время и деньги, – заметил Жидков.
Смысл в «локализации» каждого отдельного образовательного направления, как заметила Елена Зима, проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, есть в тех случаях, когда вузу нужно четко позиционировать своих выпускников. «Если вуз хочет задать своему выпускнику карьерную траекторию, то он может, сделав соответствующую запись в приложении к диплому, конкретизировать, какая у него квалификация, на какие рабочие места он может пойти; например, для того, чтобы стать преподавателем по конкретным финансовым или экономическим предметам в вузе или школе», – привела пример Елена Зима. Она напомнила, что с 1 июля 2016 года кадровые службы вузов, а также государственных и муниципальных структур и компаний, согласно ФЗ-122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и в закон «Об образовании….», обязаны принимать персонал на основе требований профессиональных стандартов. «При этом излишняя детализация информации о полученной профессии в тех случаях, когда этого не требует закон, может создать точки дополнительной напряженности при трудоустройстве наших выпускников», – предостерегла она коллег.
Екатерина Каменева, председатель секции по финансам ФУМО «Экономика и управление», проректор по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ, также отметила, что ФЗ-122, принятый в мае прошлого года, стал более жестко регламентировать зависимость федеральных государственных образовательных стандартов от профессиональных стандартов (ПС). Теперь ФГОС должны разрабатываться «на основе» профессиональных стандартов, а не с их «учетом», как формулировалось в прежних редакциях законодательных актов.
Как заметила Елена Зима, проблема в том, что на гармонизацию ФГОС с профессиональными стандартами законодатель отвел всего один год. При этом она заметила, что в условиях очень строгого отношения со стороны Рособрнадзора к несоблюдению новых норм закона, могут пострадать многие вузы, которые не успеют актуализировать свои образовательные программы. «Никто не подумал, как это может ударить по системе высшего образования», – резюмировала Елена Зима.
Еще одной проблемой, по словам Татьяны Фадейкиной, ректора Сибирской академии финансового и банковского дела, является слабая заинтересованность работодателей в разработке ФГОС. По ее мнению, качественное финансовое или экономическое образование невозможно без практики на профильных рабочих местах. «Причем на этих местах должны быть наставники, которые будут радеть за то, чтобы дети не просто отметились, а действительно прошли весь цикл практического обучения», – сказала руководитель сибирского вуза.
О сложностях привлечения к образовательно-квалификационному процессу представителей бизнеса упомянул на пленарной сессии и Александр Мурычев в контексте своего доклада о формировании центров оценки квалификации (ЦОК). Именно ЦОКам предстоит оценивать работников страны на соответствие профессиональным квалификациям
По словам Александра Мурычева, одной из основных сложностей в процессе создания независимой системы оценки квалификаций является нехватка экспертов, способных экзаменовать тех, кто хочет подтвердить свою компетенцию. «В настоящий момент мы совместно с НАРК и Финансовым университетом подготовили 47 экзаменаторов ЦОК, которые могут оценивать уровень компетентности выпускников финансово-экономических вузов и факультетов, а также организаций дополнительного образования. Но этого мало. Мы попытаемся дополнить число экспертов представителями работодателей. Хотя это очень трудно сделать – нам нужны лучшие из лучших, а руководители компаний, как правило, не хотят отвлекать их от основной работы. Но мы все равно решим эту проблему», - сказал Александр Мурычев.
Он проинформировал, что первый ЦОК по всем сегментам финансового рынка и экономики на базе СПКФР будет запущен 1 января 2017 года. В перспективе появятся его филиалы в регионах. Согласно закону любой специалист, желающий получить документально заверенное подтверждение своей компетенции, на добровольной основе может обратиться в ЦОК для прохождения специальных экзаменов. «Принципиально, что вуз, который подготовил специалиста, не может принимать экзамен. Только представители работодателей совместно с независимыми экспертами из системы высшего образования», - отметил Мурычев.
Этот тезис позднее в своем докладе, а также в рамках круглого стола «Образование и независимая оценка квалификаций» подтвердила Алла Факторович, заместитель руководителя департамента оценки квалификаций и качества программ Федерального института развития образования Минобрнауки РФ. «Вузы могут только предоставлять для ЦОКов свои площадки. В ЦОК также могут входить отдельные преподаватели вуза, но только в качестве независимых экспертов, если они прошли соответствующую аттестацию и получили подтверждающий документ». По словам Аллы Факторович, ЦОКи только проводят экзамен и подводят итоги. Все остальные решения принимаются СПКФР – именно совет выступает здесь регулятором. «Кроме того, никто не отменяет мониторинг со стороны Минобрнауки. Так что все аффилированные истории можно остановить. Хотя возможно риски такого рода есть», – все же в итоге призналась Алла Факторович.
Еще одной проблемой может стать то, что декларируемый принцип добровольности прохождения независимой оценки квалификации превратиться в добровольно-обязательный формат, поскольку госзаказчики после появления ЦОК начнут включать наличие в компаниях-претендентах специалистов с подтвержденной ими квалификацией в условия закупочных тендеров.
На конференции также состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между ФУМО «Экономика и управление» и НИТУ «МИСиС», были вручены свидетельства о прохождении профессионально-общественной аккредитации двух образовательных программ Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Такая форма аккредитации является еще одним важным направлением текущей деятельности СПКФР. Аттестацию по ней уже прошли некоторые образовательные программы Финуниверситета и Академии народного хозяйства. Александр Мурычев проинформировал участников конференции, что в перспективе возможность профессионально-общественной аккредитации получат программы дополнительного финансово-экономического образования.