До 25 марта организации и ИП, обязанные идентифицировать своих клиентов, должны обновить правила внутреннего контроля

Версия для печати

20.02.2019 г

До 25 марта организации и ИП, обязанные идентифицировать своих клиентов, должны обновить правила внутреннего контроля

   23 февраля 2019 года вступит в силу приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366 (далее – Приказ № 366), которым утверждены новые правила идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (информационное сообщение Росфинмониторинга от 15 февраля 2019 г.).

   Субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением кредитных и некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России, должны привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с новыми требованиями не позднее месяца после даты вступления в силу Приказа № 366.

   В связи с этим Росфинмониторинг информирует о том, что указанным субъектам необходимо обновить правила внутреннего контроля не позднее 25 марта 2019 года и разместить обновленные правила в своих личных кабинетах на сайте Службы.

   Напомним, что требования, предусмотренные Приказом № 366, который вступит в силу 23 февраля 2019 года, должны выполнять многие организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (лизинговые компании, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей и т. д.), а также – в ряде случаев – ИП, адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

   О некоторых из нововведений, предусмотренных Приказом № 366, мы уже рассказывали ранее. Сейчас коротко отметим еще несколько новшеств:

  • с 23 февраля 2019 года сведения, полученные организациями, ИП, адвокатами, нотариусами и лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, должны документально фиксироваться в анкете. Действующим Положением об идентификации предусмотрена возможность выбора: фиксировать такие сведения в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля;
  • обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, организациям и ИП теперь  нужно будет не реже 1 раза в год (п. 26 Требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (далее – Требования), утв. Приказом № 366), а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение 7 рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений. Сейчас предусмотрены иные сроки (п. 2.17 Требований к идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, утв. приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. № 59);

   При этом новыми Требованиями предусмотрены условия, при одновременном наличии которых обновление сведений, полученных в результате идентификации может не проводиться;

  • при обновлении информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце теперь нужно будет формировать новую анкету и приобщать ее к досье клиента (п. 41 Требований);
  • установлено, что применительно к новым Требованиям под "надлежащим образом заверенной копией документа" понимается его нотариально заверенная копия либо его копия, выданная в порядке, установленном п. 1 Указа ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. № 9779-Х;
  • согласно новым Требованиям, организации и ИП вправе привлекать третьих лиц для сбора сведений и документов, необходимых им в целях идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, на основании агентского договора или договора поручения. Однако идентификация в этом случае должна проводиться непосредственно организацией или ИП.