Разъяснения по вопросу оценки изменений в геополитической ситуации как события после окончания отчетного периода

Версия для печати

21.03.2022 г

Разъяснения по вопросу оценки изменений в геополитической ситуации как события после окончания отчетного периода.

В связи с многочисленными обращениями аудиторов по вопросу о том, как рассматривать изменение геополитической обстановки, возникшее в силу событий, произошедших 24 февраля 2022 год и после этой даты, разъясняем следующее.

Согласно пункта 3Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты" (ПБУ 7/98)»,утвержденного Приказом Минфина России от 25.11.1998 г. N 56н, событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Пункт 6 ПБУ 7/98 указывает, что событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. При этом существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

Для целей выполнения заданий по аудиту п. 2 МСА 560 «События после отчетной даты» содержит следующее определение: «На финансовую отчетность могут оказывать влияние определенные события, имеющие место после отчетной даты. В рамках многих концепций подготовки финансовой отчетности такие события рассматриваются особо. В соответствии с такими концепциями подготовки финансовой отчетности обычно выделяются события двух типов:

(a) события, свидетельствующие об обстоятельствах, которые существовали на отчетную дату;

(b)            события, свидетельствующие об обстоятельствах, которые возникли после отчетной даты».

Исходя из этих определений и требований, специальная военная операция, которую Российская Федерация начала 24 февраля 2022 года, и ее последствиярассматриваются как существенное событие после отчетной даты, свидетельствующее об обстоятельствах, которые возникли после отчетной даты.

Согласно пункта 6 ПБУ 7/98 существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Пункт 10ПБУ 7/98 указывает на то, что событие после отчетной даты, свидетельствующее о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Таким образом, в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, выпущенной и проаудированной начиная с 24 февраля 2022 года, следует ожидать раскрытия информации о том, как указанное событие повлияет или может повлиять на деятельность аудируемого лица в будущем.

В частности, могут быть раскрыты следующие вопросы:

  • влияние изменения валютного законодательства и курсов валют;
  • влияние изменений, связанных с производственными цепочками, логистикой и продажами;
  • влияние введенных санкционных ограничений.

Объем и характер раскрытия информации о СПОД определяется конкретными обстоятельствами деятельности аудируемого лица.

Так, вряд ли следует ожидать раскрытия информации о влиянии изменения курсов валют, если аудируемое лицо осуществляет свою деятельность в рублях, и его поставщики и подрядчики не связаны с валютными рисками.

Возможна ситуация, когда указанное событие приведет к риску снижения стоимости активов, например, финансовых вложений в ценные бумаги, котировки которых значительно снизились, или дебиторской задолженности контрагента, испытывающего трудности в ее погашении вследствие ограничительных мер. В этом случае аудируемое лицо может счесть целесообразным признание в бухгалтерской (финансовой) отчетности резервов под обесценение.

В ходе аудита аудитор рассматривает раскрываемую в бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию и оценивает ее с точки зрения достаточности и адекватности ситуации, учитывая критерии, установленные в применимой концепции подготовки финансовой отчетности.

Если аудитор обнаружит, что необходимая информация не раскрыта или раскрыта не полностью, он должен оценить влияние такого искажения на его мнение, выражаемое в аудиторском заключении согласно МСА 705 (пересмотренного) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

В то же время указанные события для определенных аудируемых лиц могут повлиять на их способность продолжать свою деятельность непрерывно, например, если их единственным или основным заказчиком является организация, объявившая о приостановке или прекращении деятельности в Российской Федерации.

В этих условиях аудитору нужно обратить особое внимание на риски, связанные с соблюдением допущения непрерывности деятельности, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подготовлена с учетом этого допущения.

Алгоритм действий аудитора в случае выявления условий или событий, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность описан в МСА 570 (пересмотренного) «Непрерывность деятельности».

Так, пункт 16 МСА 570 (пересмотренного) предусматривает, в частности, направление руководству запроса о проведении им оценки способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, если такая оценка руководством еще не проведена.

В пунктах 17 – 18 МСА 570 (пересмотренного) рассматриваются требования к выводам аудитора о правомерности применения принципа непрерывности деятельности.

Далее в пунктах 19 – 20 МСА 570 (пересмотренного) раскрываются подходы к оценке адекватности раскрытия информации в ситуациях, связанных с существенной неопределенностью, а в пунктах 21– 24 – последствия для аудиторского заключения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации Международные стандарты аудита обеспечивают аудитора всем необходимым инструментарием для качественного проведения аудита.

Рекомендуется:

рассматривать специальную военную операцию Российской Федерации и ее последствия как событие после отчетной даты для бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, выпущенной начиная с 24 февраля 2022 года;

запрашивать руководство аудируемого лица о проведении им оценки способности организации продолжать непрерывно свою деятельность.