Статья «Культура аудита»

Версия для печати

24.06.2022 г

Председатель Правления СРО ААС Игорь Козырев —

об отношении к профессии аудитора в России.

   С этого года в нашей стране сократили число организаций, подлежащих обязательному аудиту. Ранее лимит доходов компаний, которые должны обязательно проходить такую проверку, был 400 млн руб., а в 2022 году стал 800 млн руб. В том числе из-за этого решения рынок аудиторов все больше сжимается, а его доходы падают. У многих аудиторских фирм — преимущественно средних и мелких — в таких условиях нет возможности привлекать хороших, высококвалифицированных специалистов и делать качественный аудит. В результате престиж профессии аудитора на сегодняшний день остается крайне низким.

   Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что к аудиту в нашей стране на всех уровнях относятся как какой-то излишней нагрузке — так думают и пользователи аудиторских услуг, и многие государственные деятели, и бизнесмены. При этом во всем остальном цивилизованном мире аудиторская отрасль, наоборот, сейчас находится на подъеме: увеличиваются сферы деятельности аудиторов, появляются новые виды аудиторской отчетности и так далее.

   У нас я вижу непонимание миссии аудита и много заблуждений относительно этой деятельности. Например, часто говорят, что все аудиторы — жулики, которые продадут родную мать. Но объективно это утверждение не относится к аудиторскому рынку в целом. Да, надо признать, что встречаются такие аудиторы (я их называю комфортными), которые делают неправильные заключения за определенную плату. Их не так уж и много, но своими действиями они уничтожают профессию аудитора.

   Второе заблуждение: многие искренне считают, что аудитор — это помощник бизнеса. Почитайте закон «Об аудиторской деятельности», изучите историю аудита — узнайте, откуда он взялся и для чего. В первую очередь аудитор — это общественный контролер качества и достоверности экономической информации, представленной бизнесом. Он никакой не помощник, он в первую очередь проверяющий. Да, в каком-то смысле аудитор помогает: когда он проверяет отчетность бизнеса, то все пользователи его услуг, включая владельцев компании, получают достоверную информацию о состоянии дел на предприятии, а значит, могут вовремя принять необходимые меры и грамотно выстроить управление им. Но из-за пренебрежительного отношения к аудиторам и аудиторской отчетности в России сейчас 80% собственников достоверно не знают, что происходит у них в бизнесе. И при этом они все равно не хотят пускать к себе аудиторов.

   Аудит крайне важен и для простых граждан. Я приведу пример: в России очень много всевозможных инвестиционных компаний, застройщиков, фондов, которые собирают деньги у населения и потом скрываются. Если бы все эти компании публиковали свои отчетности и по ним проводился обязательный аудит, то число таких случаев обмана потребителей точно бы сократилось. Люди, которые хотели бы вложить куда-то деньги, могли посмотреть, сколько средств на балансе у той или иной компании, и, исходя из данных аудиторского заключения, принимали бы решение, куда нести деньги, а куда — нет. То же самое касается бизнеса: когда одна компания вступает в партнерские отношения с другой, то надо всегда смотреть на отчетность. Так происходит во всем цивилизованном мире, но не в России — нет у нас такой культуры и привычки.

   Отсюда и еще одна проблема — нехватка подготовленных пользователей бухгалтерской отчетности, которые могли бы ее верно прочитать. Это зачастую не могут сделать даже руководители и финансовые директора компаний — просто не понимают бухгалтерскую отчетность и не хотят в нее вникать. И получается колоссальный отрыв аудиторского сообщества от общества: пользователи не понимают бухгалтерскую отчетность, и у них сначала появляется ее отторжение, а потом и отторжение самих аудиторов.

   Поэтому и престиж профессии аудиторов в России будет зависеть от того, какое будет отношение у общества к аудиторской отчетности. Когда отчеты действительно станут нужными и востребованными, то и человек, который их проверяет, станет нужным и востребованным. 

Статья на сайте Коммерсантъ