(861) 232-66-37, 232-58-92
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: факты и комментарии
22.11.2024 г
Информационное сообщение
22 ноября 2024 г. № ИС-аудит-72
Уточнена сфера деятельности индивидуальных аудиторов
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 этого Федерального закона. При этом данным Федеральным законом определены ограничения на оказание таких услуг индивидуальным аудитором: он не вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 3 статьи 5), оказывать иные аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе общественно значимым организациям на финансовом рынке (части 2 и 3 статьи 5.1).
С целью упорядочения законодательства Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность, Федеральным законом от 25 октября 2024 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 349-ФЗ) уточнено, что ограничения на оказание аудиторских и прочих связанных с ними услуг индивидуальным аудитором могут быть установлены не только Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», но и другими федеральными законами (ранее – только Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»). В частности, индивидуальный аудитор не вправе:
проводить аудит и иные проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности (статья 5 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»);
проводить обязательную проверку годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала (статья 12 Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ) в редакции Федерального закона № 349-ФЗ);
оказывать услугу по сопоставлению данных, содержащихся в отчетности иностранного юридического лица, являющегося участником общества с ограниченной ответственностью, представленной в налоговый орган страны, где учреждено это иностранное юридическое лицо (часть 6.2 статьи 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Данная норма Федерального закона № 349-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Изменены подходы к независимым проверкам отчетности, связанной с целевым капиталом
Федеральным законом № 275-ФЗ определены подходы к проверкам отчетности, связанной с целевым капиталом некоммерческих организаций (далее – НКО), проводимых аудиторскими организациями. В частности, установлены случаи, в которых такие проверки обязательны, предмет и виды проверок, требования к документам, оформляемым по результатам проверок. На основе анализа правоприменительной практики по данному вопросу Федеральным законом № 349-ФЗ в Федеральный закон № 275-ФЗ внесен ряд изменений, направленных на упорядочение указанных независимых проверок.
Предусмотренные Федеральным законом № 349-ФЗ новации в вопросе независимых проверок отчетности, связанной с целевым капиталом НКО, вступают в силу с 1 марта 2025 г.
Независимая проверка отчетности получателя дохода от целевого капитала, не являющегося собственником такого капитала
Исходя из Федерального закона № 275-ФЗ в редакции Федерального закона № 349-ФЗ:
обязательные аудиторские услуги оказываются получателю дохода от целевого капитала, не являющегося собственником такого капитала, если размер финансирования этого получателя за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн руб. (далее – получатель дохода-несобственник);
обязательные аудиторские услуги включают: обязательный аудит и выполнение задания, обеспечивающего разумную уверенность (ранее – только обязательный аудит);
предмет обязательного аудита – годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность получателя дохода-несобственника (ранее – бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность в части использования дохода от целевого капитала);
предмет задания, обеспечивающего разумную уверенность, – соблюдение получателем дохода-несобственником порядка использования дохода от целевого капитала, установленного Федеральным законом № 275-ФЗ;
применимыми стандартами аудиторской деятельности являются: МСА, регулирующие проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в отношении проведения обязательного аудита), МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов» (в отношении задания, обеспечивающего разумную уверенность);
документом, оформляемым по результатам оказания услуг, является аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данное аудиторское заключение должно содержать: мнение о достоверности этой отчетности, мнение о соблюдении порядка использования дохода от целевого капитала (ранее – мнение о достоверности отчетности в части использования дохода от целевого капитала). Мнение о соблюдении порядка использования дохода от целевого капитала должно быть включено в аудиторское заключение в виде отдельного раздела. Такой раздел может быть озаглавлен «Заключение о результатах проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»; он должен содержать отсылку к МСЗОУ 3000 (пересмотренный) и все минимально необходимые элементы заключения, предусмотренные этим стандартом, за исключением тех элементов, которые включены в иные разделы аудиторского заключения (например, указание лиц, которым адресовано заключение, подписи).
Независимая проверка отчетности НКО-собственника целевого капитала
Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Федерального закона № 275-ФЗ в редакции Федерального закона № 349-ФЗ, НКО-собственнику целевого капитала оказываются следующие обязательные аудиторские услуги (ранее согласно Федеральному закону № 275-ФЗ – обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн.руб.):
ВИД НКО-СОБСТВЕННИКА ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА | ОКАЗЫВАЕМЫЕ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ | |
---|---|---|
ВИД | ПРЕДМЕТ | |
- отвечает хотя бы одному условию обязательного аудита - балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн.руб. |
обязательный аудит | годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность |
выполнение задания, обеспечивающего разумную уверенность | годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала | |
- отвечает хотя бы одному условию обязательного аудита - балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, не превышает на конец отчетного года 20 млн.руб. |
обязательный аудит | годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность |
- не отвечает ни одному условию обязательного аудита - балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн.руб. |
выполнение задания, обеспечивающего разумную уверенность | годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала |
- не отвечает ни одному условию обязательного аудита - балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, не превышает на конец отчетного года 20 млн.руб. |
х | х |
Состав информации, включаемой в годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала, установлен частью 2 статьи 12 Федерального закона № 275-ФЗ.
Применимыми стандартами аудиторской деятельности являются: МСА, регулирующие проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в отношении проведения обязательного аудита), МСЗОУ 3000 (пересмотренный) (в отношении задания, обеспечивающего разумную уверенность).
В случае, когда НКО-собственнику целевого капитала должна быть оказана как услуга по проведению обязательного аудита, так и услуга по выполнению задания, обеспечивающего разумную уверенность, последняя услуга может оказываться либо в ходе обязательного аудита, либо независимо от проведения обязательного аудита. Решение по данному вопросу принимает НКО-собственник целевого капитала самостоятельно.
По результатам обязательного аудита аудиторская организация составляет аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащее мнение о достоверности этой отчетности.
По результатам выполнения задания, обеспечивающего разумную уверенность, аудиторская организация составляет заключение, содержащее мнение о достоверности годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала. Исходя из МСЗОУ 3000 (пересмотренный), такое мнение содержательно означает, что данный годовой отчет подготовлен во всех существенных отношениях в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ и не содержит существенных искажений. Если аудиторская организация выполняет задание, обеспечивающее разумную уверенность, в ходе обязательного аудита, то мнение о достоверности названного годового отчета может быть включено в аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде отдельного раздела. Такой раздел может быть озаглавлен «Заключение о результатах проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»; он должен содержать отсылку к МСЗОУ 3000 (пересмотренный) и все минимально необходимые элементы заключения, предусмотренные этим стандартом, за исключением тех элементов, которые включены в иные разделы аудиторского заключения (например, указание лиц, которым адресовано заключение, подписи).
Независимая проверка отчетности специализированной организации управления целевым капиталом
Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:
обязательные аудиторские услуги оказываются специализированной организации управления целевым капиталом в случае, когда она удовлетворяет финансовым критериям, предусмотренным этим Федеральным законом;
обязательная аудиторская услуга – обязательный аудит;
предмет проверки – годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность;
применимые стандарты аудиторской деятельности – МСА, регулирующие проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
документ, оформляемый по результатам оказания обязательной аудиторской услуги, – аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Независимая проверка отчетности управляющей компании по доверительному управлению целевым капиталом
Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Федерального закона № 275-ФЗ в редакции Федерального закона № 349-ФЗ, управляющей компании по доверительному управлению целевым капиталом оказываются следующие обязательные аудиторские услуги (ранее согласно Федеральному закону № 275-ФЗ – обязательный аудит бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей компании, которые связаны с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, а также с выплатой дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 45 млн. руб.):
ВИД УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ | ОКАЗЫВАЕМЫЕ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ | |
---|---|---|
ВИД | ПРЕДМЕТ | |
- отвечает хотя бы одному условию обязательного аудита - балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 45 млн. руб. |
обязательный аудит | годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность |
аудит или обзорная проверка (исходя из потребностей НКО-собственника целевого капитала) | отчет о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал | |
- отвечает хотя бы одному условию обязательного аудита - балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, не превышает на конец отчетного года 45 млн. руб. |
обязательный аудит | годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность |
- не отвечает ни одному условию обязательного аудита - балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 45 млн. руб. |
аудит или обзорная проверка (исходя из потребностей НКО-собственника целевого капитала) | отчет о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал |
- не отвечает ни одному условию обязательного аудита - балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, не превышает на конец отчетного года 45 млн. руб. |
х | х |
Отчет о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, подлежит составлению за отчетные периоды, определенные договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, но не реже одного раза в год. В контексте стандартов аудиторской деятельности данный отчет целесообразно рассматривать как отчет, содержащий финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
Применимыми стандартами аудиторской деятельности являются: МСА, регулирующие проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в отношении проведения обязательного аудита), МСА 800 (пересмотренный) «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения» (в отношении проведения аудита отчета о деятельности управляющей компании), МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов» (в отношении проведения обзорной проверки отчета о деятельности управляющей компании).
По результатам обязательного аудита аудиторская организация составляет аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащее мнение о достоверности этой отчетности.
По результатам проверки отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, аудиторская организация составляет:
аудиторское заключение, содержащее мнение о соответствии данного отчета правилам его подготовки, описанным в нем (в случае проведения аудита);
заключение, содержащее вывод о том, что по результатам проведенной обзорной проверки не обнаружены факты, которые дали бы аудиторской организации основания полагать, что отчет не подготовлен во всех существенных отношениях в соответствии с правилами его подготовки, описанным в нем (в случае проведения обзорной проверки).
Управляющая компания обязана предоставить копию заключения, составленного по результатам проверки отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, НКО-собственнику целевого капитала.
Корреспондирующие изменения
В связи с корректировкой предмета и вида проверок отчетности, связанной с целевым капиталом, в Федеральном законе № 275-ФЗ в редакции Федерального закона № 349-ФЗ предусмотрено, что высший орган управления НКО-собственника целевого капитала утверждает годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала (ранее – годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала).
Аналогичное уточнение внесено в корреспондирующие нормы Федеральном законе № 275-ФЗ, устанавливающие состав административно-управленческих расходов специализированной организации управления целевым капиталом, связанных с формированием и пополнением целевого капитала, с осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, а также состав расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. Данные уточнения не затрагивают порядок финансирования расходов на аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда проведение его является обязательным в силу законодательства Российской Федерации.
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России