Контакты:
350080, Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1 оф. 65-75
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-58-92
Должностная инструкция бухгалтера: требования профстандарта
21.09.2016 г
Должностная инструкция бухгалтера: требования профстандарта
Должностная инструкция бухгалтера должна охватывать все аспекты деятельности сотрудника. В ней оговариваются его обязанности, права и ответственность. Должностную инструкцию главного бухгалтера и обычного бухгалтера можно разработать на основе требований из нового профессионального стандарта «Бухгалтер».
Разработку должностных инструкций следует начинать с создания их проектов. Обратите внимание на то, чтобы каждой задаче (группе задач) соответствовал один сотрудник, на которого возлагается персональная ответственность за ее выполнение. После определения ответственных лиц нужно составить перечень их обязанностей, выполнение которых обеспечивает решение поставленных задач. Затем перечисляются права ответственного лица, соответствующие его обязанностям.
Должностная инструкция бухгалтера должна содержать следующие разделы:
— «Квалификация». В этом разделе указывается квалификация, необходимая для выполнения данной работы;
— «Обязанности». Этот раздел представляет собой максимально конкретизированные функции сотрудника, его должностные обязанности. Для наглядности их следует описывать глаголами действия, например, выполнять, начислять, обрабатывать, контролировать;
— «Права». Обязанностям должны соответствовать определенные права сотрудника: например, какие ресурсы (трудовые, материальные, информационные) и в каком объеме он может использовать для выполнения своей работы, какие действия ему разрешены;
— «Ответственность». Здесь нужно указать, что работник отвечает за невыполнение своих обязанностей, со ссылкой на законодательство, которое определяет вид и меру ответственности в каждом случае.
Обратите внимание
Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. Документ представляет собой подробный список требований к образованию, опыту работы и практическим навыкам для разных уровней квалификации бухгалтера.
Готовые проекты должностных инструкций необходимо согласовать с юристом фирмы. И только после этого они утверждаются непосредственными руководителями тех лиц, в подчинении которых находятся работники.
Должностная инструкция бухгалтера по профстандарту
С 1 июля 2016 года начала действовать новая статья 195.3 Трудового кодекса РФ, которая называется «Порядок применения профессиональных стандартов». Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Для большинства компаний применение профстандарта «Бухгалтер» (утвержден приказом Минтруда от 22.12. 2014 № 1061н носит рекомендательный характер, однако многие работодатели, чтобы «подстраховаться», предпочитают руководствоваться некоторыми его нормами и требованиями, вводя их в должностные инструкции, уже сейчас. Ведь предполагается, что профстандарты постепенно заменят квалификационные справочники, которые, к слову сказать, пока не отменены. Радикально переписывать должностные инструкции необходимости нет, а вот «разбавлять» привычные требования новыми нормами – можно и даже нужно.
Квалификация «рядового» бухгалтера
Для выполнения своих должностных обязанностей бухгалтер, согласно профстандарту, должен знать:
· практику применения законодательства РФ по вопросам оформления первичных учетных документов, стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда;
· внутренние организационно-распорядительные документы компании, регламентирующие порядок составления, хранения и передачу в архив первичных учетных документов;
· внутренние организационно-распорядительные документы компании, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, правила хранения документов и защиты информации в экономическом субъекте;
· порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни;
· основы законодательства РФ о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), об архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, о хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства;
· правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике компании;
· методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составления отчетных калькуляций, расчетов заработной платы, пособий и иных выплат;
· общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий);
· практику применения законодательства РФ по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
· методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
· методы учета затрат продукции (работ, услуг);
· основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;
· основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;
· основы информатики и вычислительной техники.
Обязанности бухгалтера
В обязанности бухгалтера входит:
· составление (оформление) первичных учетных документов. Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
· проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов. Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
· составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;
· cопоставление данных аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний;
· подготовка различных справок, ответов на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета;
· обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта;
· обеспечение сохранности первичных учетных документов до передачи их в архив;
· выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы;
· оперативное исправление ошибок, допущенных при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами;
· денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей;
· регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета;
· отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета, пересчета в рубли;
· составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта;
· сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей;
· регистрация и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе;
· подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета;
· контроль тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
· подготовка информации для составления оборотно-сальдовой ведомости, главной книги;
· подготовка пояснений, подбор необходимых документов для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок;
· предоставление регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами;
· систематизация и комплектование регистров бухгалтерского учета за отчетный период;
· отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.
Квалификация главного бухгалтера
Для выполнения своих должностных обязанностей главный бухгалтер должен знать:
· законодательство РФ о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства;
· методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем;
· методы проверки качества составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· методы оценки рисков, способных повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков;
· судебную практику по вопросам бухгалтерского учета;
· международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта);
· внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта;
· основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;
· методы финансового анализа и финансовых вычислений;
· порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
· современные технологии автоматизированной обработки информации;
· передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета;
· основы информатики и вычислительной техники;
· правила защиты информации;
· теоретические основы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязанности главного бухгалтера
В обязанности главного бухгалтера входит:
· организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;
· формирование и обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки;
· формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности - счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
· обеспечение подписания руководителем экономического субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· идентификация объектов налогообложения, исчисление налогооблагаемой базы, сумм налогов, сборов и взносов;
· обеспечение необходимыми документами бухгалтерского учета при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);
· обеспечение сохранности бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив;
· организация передачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки;
· организация и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой);
· проверка качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений;
· организация ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в экономическом субъекте;
· организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности;
· обеспечение представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие сроки;
· организация налогового планирования в экономическом субъекте;
· формирование налоговой политики экономического субъекта;
· контроль соблюдения требований налоговой политики в процессе осуществления экономическим субъектом (его обособленными подразделениями и дочерними обществами) деятельности;
· обоснование принятых компанией решений при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок.