ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА МАЙ 2016 Г.

Версия для печати

03.06.2016 г

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА МАЙ 2016 Г.
I. Нормативные акты
1. Федеральный закон от 01.05.16 №134-ФЗ
Режим налоговой тайны снят с части сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа (изменения внесены в ст. 102 НК РФ). Не являются налоговой тайной сведения:
·        о среднесписочной численности работников;
·        об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);
·        о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России. При этом сведения, подлежащие размещению, по запросам не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
2. Федеральный закон от 01.05.16 №136-ФЗ
Поправки нацелены на совершенствование законодательства в области специальной оценки условий труда. В частности:
·        работники наделены правом обращаться к работодателю с предложением о проведении на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Уточнен порядок идентификации и измерений таких факторов;
·        предусмотрено декларирование соответствия условий труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (кроме списочных рабочих мест). В отношении таких рабочих мест работодатель должен подать в территориальный орган Роструда уточненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Однако если в отношении работника и (или) на его рабочем месте в ходе госнадзора за соблюдением трудового законодательства выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда;
·        уточнен орган, уполномоченный согласовывать снижение класса (подкласса) условий труда;
·        скорректировано содержание отчета о проведении специальной оценки условий труда;
·        введена обязанность работодателя направить организации, проводившей специальную оценку, копию утвержденного отчета;
·        уточнены основания и сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда;
·        урегулирован вопрос использования в ходе специальной оценки условий труда методик (методов) измерений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и не аттестованных в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений. Предусмотрен переходный период до 31 декабря 2020 г., в течение которого эти методики (методы) должны быть аттестованы;
·        также внесены изменения в части персонифицированного учета в системе ОПС. Уточнена обязанность работодателя ежемесячно представлять в ПФР в числе сведений о каждом работающем данные о его ИНН. Такие сведения подаются лишь при их наличии у работодателя.
3. Федеральный закон от 01.05.16 №130-ФЗ
Нормы закона направлены на совершенствование налогового администрирования, развитие электронного документооборота и повышение эффективности проведения мероприятий налогового контроля. В частности:
·        положения НК РФ о действии актов налогового законодательства во времени распространены на соответствующие нормативные правовые акты Правительства РФ;
·        уточнено правило о вступлении в силу нормативных правовых актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) - не ранее чем по истечении двух месяцев со дня официального опубликования;
·        установлен срок (не позднее 10 дней), в течение которого лицам, обязанным представлять декларации (расчеты) в электронной форме, необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов, используемых ими при реализации своих полномочий;
·        порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля дополнен процедурой ознакомления с материалами налоговой проверки, составления протокола ознакомления;
·        установлено право представления письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля;
·        определены требования к запросу в налоговый орган о представлении мотивированного мнения, определен порядок исполнения мотивированного мнения налогового органа. Установлено, что при налоговом мониторинге можно запрашивать мотивированное мнение и по планируемым сделкам;
·        установлена обязанность налогового органа, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, по устранению нарушений прав лица, подавшего жалобу; предусмотрена возможность направления жалобы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. В определенных случаях налогоплательщик теперь может присутствовать при рассмотрении вышестоящим налоговым органом жалобы.
·        С 01.01.17 пояснения к декларации по НДС сдаются только в электронном виде, если отчетность представляется по ТКС. За нарушение (сдача в бумажном виде) – штраф 5 тыс. руб.
Закон вступает в силу с 2.06.16 за исключением ряда положений.
4. Федеральный закон от 30.05.16 №150-ФЗ
С 1.07.16 в отношении экспортных операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, будет действовать общеустановленный порядок принятия к вычету НДС. НО! Данное правило не распространяется на операции экспорта сырьевых товаров, к которым относятся: минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них.
Как и ранее, если нулевая ставка НДС не подтверждена, НДС подлежит начислению по ставке 18% (10%). После подтверждения ставки 0%, ранее начисленный НДС, теперь подлежит вычету в порядке ст. 171 НК РФ и 172 НК РФ.
Установлена обязанность составления счетов-фактур при совершении не подлежащих налогообложению операций по реализации товаров (ст. 149 НК РФ), вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза.
Положения Закона распространяются на товары (работы, услуги), принятые на учет со дня вступления данного Закона в силу.
5. Федеральный закон от 23.05.16 №144-ФЗ
В НК РФ (часть 1 и 2) внесены очередные поправки, которые касаются инвестиционных проектов. В частности:
·        для организаций, работающих в пределах одного региона, установлен минимальный объем капвложений;
·        регионы смогут снижать ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов (в части поступлений в их бюджеты);
·        пониженная ставка в размере не более 10% может действовать начиная с налогового периода, в котором признаны первые доходы от реализации проекта (но не позднее 5 лет с даты включения в реестр участников проектов), и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок и с ними, составит величину, равную объему капвложений;
·        введена статья о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестпроектов, для которых включение в реестр участников региональных инвестпроектов не требуется;
·        введена статья о порядке определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, для таких участников.
6. Информация ЦБ РФ от 29.04.16
Ключевая ставка сохранена на уровне 11%.
7. Приказ ФНС РФ от 12.01.16 №ММВ-7-3/31@
Утверждена новая форма и формат представления декларации по акцизам.
8. Приказ ФНС РФ от 16.05.16 №ММВ-7-6/322@
В промышленную эксплуатацию введена информационная система ФНС России (АИС "Налог-3").Программа обеспечивает прием от налогоплательщиков уведомлений об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) с целью реализации требований Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ (Закон о КИК).
9. Приказ ФНС РФ от 11.02.16 №ММВ-7-14/72@
C 1 января 2016 г. вступили в силу поправки к Закону о госрегистрации юрлиц и ИП, касающиеся проверки достоверности сведений, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ. Такая проверка осуществляется регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений, в том числе, при поступлении возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей госрегистрации изменений устава организации или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.В связи с этим установлены основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий. Утверждены формы вышеуказанного возражения, а также заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
10.                     Письмо ФНС РФ от 29.04.16 №ОА-4-17/7926
ФНС напомнила о вступлении в силу с 09.04.2016 года Соглашения об избежании двойного налогообложения с КНР. Соглашение применимо в отношении доходов, полученных за налоговые периоды с 01.01.2017 года.
11.                     Письмо ФНС РФ от 13.04.16 №ММВ-7-15/189@
Утверждены формат корректировочного счета-фактуры и формат представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме.
Формат корректировочного счета-фактуры, в электронной форме, утвержденный 04.03.2015, признается утратившим силу с 01.07.2017.До 30.06.2017 налогоплательщики вправе создавать корректировочные счета-фактуры в электронной форме как по формату от 04.03.2015, так и по новым форматам. Корректировочные счета-фактуры, созданные в электронной форме в период до 01.07.2017 по формату от 04.03.2015, будут приниматься по 31.12.2020.
12.                     Письмо ФНС РФ от 25.05.16 №СД-4-3/9032@
Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за апрель 2016 года увеличилась с 5,7732 до 6,2195.
 
II. Разъяснения МФ РФ
1. Письмо МФ РФ от12.04.16 №03-04-06/20834
Налог в отношении дивидендов рассчитывается отдельно по каждой выплате, то есть не нарастающим итогом.
2. Письмо МФ РФ от21.04.16 №03-08-Р3/23009
МФ запретил применять письма ФНС, в которых налоговый орган делал вывод, что резидентом РФ может признаваться физическое лицо, если в России у него есть постоянное жилище или центр жизненных интересов. Это мнение ФНС противоречит НК РФ, согласно положений которого, в целях расчета НДФЛ резидентами являются физлица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
3. Письмо МФ РФ от14.04.16 №03-07-11/212297
Если субсидии из бюджетов получены на возмещение затрат налогоплательщика, то налоговая база по НДС не возникает. При этом право на вычет НДС по приобретенным за счет субсидий из федерального бюджета товарам (работам, услугам), отсутствует.
4. Письмо МФ РФ от13.04.16 №03-07-11/21095
Указание в счете- фактуре графического символа рубля вместо кода валюты не лишает права на вычет НДС.
5. Письмо МФ РФ от18.03.16 №03-04-07/15279
Доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.
6. Письмо МФ РФ от18.04.16 №03-04-06/22325
Организация – налоговый агент по НДФЛ должна принять меры по идентификации налогоплательщика, включая направление запроса в налоговый орган об его ИНН.
7. Письмо МФ РФ от08.04.16 №03-03-06/1/20165
Расходы на средства индивидуальной защиты могут приниматься в целях налога на прибыль и сверх норм, предусмотренных законодательством, если повышенные нормы утверждены локальным актом предприятия на основании аттестации рабочих мест.
8. Письмо МФ РФ от13.04.16 №03-07-09/21127
Расходы, которые покупатель возмещает продавцу на доставку товаров в счете –фактуре указываться не должны.
9. Письмо МФ РФ от 13.04.16 №03-03-06/2/21034
Выявленные в результате получения первичных документов в текущем отчетном (налоговом) периоде расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, могут быть учтены для целей налога на прибыль в периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных ст. 54 НК РФ и с учетом 3-х летнего срока на возврат налога. Однако такое правило применимо только, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль. В противном случае пересчет следует осуществить в периоде совершения ошибки.
10.                     Письмо МФ РФ от 19.04.16 №03-03-06/1/22345
Расходы на содержание здравпунктов могут учитываться в целях налога на прибыль, если налогоплательщик проводит обязательные предварительные и периодические медосмотры работников, занятых на вредных и тяжелых работах.
11.                     Письмо МФ РФ от 18.04.16 №03-03-06/1/22342
Проценты, предусмотренные статьей 317.1 ГК РФ, не являются штрафными санкциями, а признаются платой за пользование денежными средствами и учитываются в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 271 НК РФ и п. 8 ст. 272 НК РФ.
12.                     Письмо МФ РФ от 19.04.16 №03-03-06/1/22347
Переходные положения о суммовых разницах предусматривают, что правила учета зависят от даты, когда заключена сделка. По мнению Минфина, сделкой является как заключение соглашения, так и отгрузка. МФ РФ уточняет, что суммовые разницы возникают только по уже возникшим обязательствам и требованиям. Следовательно, для целей определения суммовых разниц следует учитывать именно дату совершения операций, в результате которых возникают эти требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности). В случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены до 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде суммовой разницы.
(Позиция МФ РФ по данному вопросу не отличается единообразием).
13.                     Письмо МФ РФ от 25.04.16 №03-03-06/1/23678
Расходы в виде страховых взносов с выплат, не уменьшающих налог на прибыль, могут быть учтены для целей налога на прибыль в составе прочих расходов по ст. 264 НК РФ.
14.                     Письмо МФ РФ от04.05.16 №03-07-08/25611
При расторжении договора с иностранной компанией и возврате ей аванса, ранее уплаченный российским налоговым агентом НДС в бюджет, подлежит вычету.
15.                     Письмо МФ РФ от 28.04.16 №03-03-06/1/24779
Экологический сбор может быть учтен в расходах для целей налога на прибыль, но не по пп.1.п.1. ст. 264 НК РФ, а по пп. 49 п.1 ст. 264 НК РФ.
16.                     Письмо МФ РФ от 28.04.16 №03-03-06/1/24705
Если первичный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хоз. жизни, но до даты составления декларации по налогу на прибыль, то такие доходы (расходы) лицензиар (лицензиат) вправе учесть в том отчетном периоде, к которому они относятся.
17.                     Письмо МФ РФ от 04.04.16 №03-07-11/18785
В целях раздельного учета по НДС при определении совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению НДС, учитываются в том числе расходы, относящиеся к операциям, не признаваемым объектом налогообложения этим налогом.
18.                     Письмо МФ РФ от 27.04.16 №03-07-06/24461
Смешение подакцизных товаров признается процессом производства для целей применения акцизов только в том случае, если ставка акциза на товар, полученный в результате смешения, выше ставок акциза каждого из подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. Если ставка акциза на товар, полученный в результате смешения, равна или ниже ставки акциза хотя бы на один из товаров, использованных в качестве сырья, то такие операции по смешению производством подакцизных товаров не признаются, а лица, их осуществляющие, налогоплательщиками акциза не являются.
19.                     Письмо МФ РФ от 04.05.16 №03-07-11/25579
Компанией была проведена частичная ликвидация объекта ОС, в результате которой на склад был оприходован лом. Поскольку реализация лома НДС не облагается, МФ РФ настаивает на восстановлении НДС с остаточной стоимости ликвидированной части.
20.                     Письмо МФ РФ от 20.04.16 №03-11-06/2/25405
При передаче имущества некоммерческой организации, которое она будет использовать и в коммерческой и в некоммерческой деятельности, передающая сторона должна начислить НДС.
 
III. Разъяснения налоговых органов
1. Письмо ФНС РФ от 31.03.15 №СА-4-7/558
Скриншот может являться надлежащим доказательством в арбитражном суде. ФНС отразило мнение судов о том, что отстаивать позицию допускается с помощью скриншота, если он содержит дату и время создания, адрес интернет-страницы, сведения о лице, которое сделало и распечатало снимок экрана, а также информацию о компьютере, с которого сделан скриншот.
2. Письмо ФНС РФ от 25.05.16 №СД-4-3/9295@
За июнь 2016 года представление деклараций по акцизам производится по форме и формату, утвержденным Приказом ФНС России № ММВ-7-3/1@. Декларации за май 2016 года могут представляться как по новому формату, так и по старому, утв. Приказом ФНС России № ММВ-7-3/369@.
3. Письмо ФНС РФ от 11.03.16 №ЕД-4-15/3967@
При представлении в налоговый орган уточненной налоговой декларации по НДС, в нее должны быть включены все разделы, ранее представленные в налоговый орган, в том числе раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента», даже если изменения по данному разделу не происходили.
4. Письмо ФНС РФ от 27.04.16 №БС-4-11/7663
Разъяснены отдельные вопросы заполнения ф. 6-НДФЛ. В частности, если данные, подлежащие отражению в разделе 2, могут быть размещены на меньшем количестве страниц, чем сформировано в связи с заполнением нескольких разделов 1 расчета, во всех знакоместах раздела 2 страниц, в которых раздел 2 не подлежит заполнению, ставятся прочерки. В разделе 2 расчета за соответствующий отчетный период по строкам 100-140 отражаются только те операции, которые произведены за последние три месяца этого отчетного периода. Также даны пояснения, как заполнить расчет, если работникам зарплата за март 2016 г. выплачена 11.04.2016, а НДФЛ перечислен 12.04.2016.
5. Письмо ФНС РФ от 21.03.16 №ЕД-4-15/4611@
Разъяснен порядок заполнения книги покупок при импорте товаров из стран ЕвразЭС. В частности, при отражении в книге покупок данных операций в графе 2 «код вида операций» указывается код «19», а в графе 3 –регистрационный номер Заявления о ввозе, соответствующий структуре, предусмотренной приказом ФНС РФ от 08. 04.15 №ММВ-7-15/140@.
6. Письмо ФНС РФ от 04.04.16 №ЕД-4-15/5702
Рассмотрен вопрос возможности применения УПД при экспорте. ФНС пришла к выводу, что при экспорте УПД не заменяет транспортный, товаросопроводительный документ (в том числе и для экспорта в страны ЕвразЭС). При этом УПД со статусом «1» можно использовать вместо счета –фактуры.
7. Письмо ФНС РФ от 18.04.16 №СД-4-3/6722
Даны разъяснения о порядке применения вычета по акцизам при совершении в 2016 году операций со средними дистиллятами, приобретенными в 2015 году. В частности, указано, что при приобретении средних дистиллятов до 01.01.16 не возникало как объекта обложения акцизом, так и права на вычеты сумм акциза.
Кроме того, пояснено, что при совершении российскими организациями операций, указанных в подпунктах 30 и 31 пункта 1 статьи 182 НК РФ, у организаций возникает объект обложения акцизами и, соответственно, обязанность начислить по этому объекту соответствующую сумму акциза независимо от того, в каком периоде (т.е. до или после 01.01.2016) ими были приобретены в собственность реализуемые иностранным организациям средние дистилляты. В случае подтверждения совершения указанных операций сумма налогового вычета определяется с применением коэффициента, равного 2. В иных случаях выбытия (использования) средних дистиллятов сумма вычета определяется с применением коэффициента, равного 1.При этом положения пунктов 23 и 24 статьи 200 НК РФ не содержат норм, указывающих на то, что вычеты сумм акциза, исчисленных при совершении таких операций, не применяются в отношении средних дистиллятов, приобретенных до 01.01.2016.
8. Письмо ФНС РФ от 16.05.16 №БС-4-11/8609
Даны разъяснения по заполнению ф. 6-НДФЛ, если зарплата начислена в марте, а выплачена в апреле. В этом случае в строках 070 и 080 раздела 1 расчета 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года проставляется «0». Данная сумма налога отражается только в строке 040 раздела 1 расчета 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года.
9. Письмо ФНС РФ от 11.05.16 №БС-4-11/8312
Если в отношении различных видов доходов, имеющих одну дату их фактического получения, имеются различные сроки перечисления налога на доходы физических лиц, то строки 100 - 140 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ заполняются по каждому сроку перечисления налога отдельно.  Если дата перечисления налога приходится на выходной (праздничный) день, то в расчете следует указывать ближайший рабочий день.
10.                     Письмо ФНС РФ от 11.05.16 №БС-3-11/2094@
Сообщается, что операция по оплате отпуска с последующим увольнением в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года может быть отражена следующим образом: по строке 100 указывается 15.03.2016, по строке 110 - 15.03.2016, по строке 120 - 31.03.2016, по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели.
11.                     Письмо ФНС РФ от 11.05.16 №БС-3-11/2169
Рассмотрен порядок заполнения ф. 6-НДФЛ в отношении зарплаты, если последний день месяца, за который она начислена, приходится на выходной. Разъяснено, в частности, что датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, независимо от того, выпадает указанная дата на выходной или праздничный день.
12.                     Письмо УФНС по г. Москва от 29.02.16 №25-15/019268
За представление декларации по НДС без раздела 7, может быть применена ответственность по п.1ст. 126 НК РФ (штраф 200 руб.).
 
IV. Разъяснения других ведомств
1. Письмо Минтруда и соцзащиты РФ от 15.04.16 №14-1/В-351
При расчете среднего заработка из расчетного периода исключаются дни отпуска, а не нерабочие праздничные дни. Соответственно, нерабочие праздничные дни учитываются при расчете среднего заработка.
2. Письмо Минтруда и соцзащиты РФ от 30.03.16 №17-4/ООГ-493
Оплата организацией стоимости проезда к месту выполнения работ и проживания в месте выполнения работ за физических лиц - исполнителей этих работ по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), являясь по сути компенсацией издержек (расходов) упомянутых лиц в рамках исполнения гражданско-правовых договоров, не подлежит обложению страховыми взносами в ПФР и ФФОМС.
3. Письмо Минтруда и соцзащиты РФ от 11.03.16 №17-3/В-98
Единовременное вознаграждение при выходе на пенсию, выплачиваемое в фиксированном размере, подлежит обложению страховыми взносами как выплата в рамках трудовых отношений, не поименованная в перечне не облагаемых страховыми взносами выплат. При этом единовременное пособие при увольнении работникам, уходящим на пенсию, выплачиваемое в фиксированном размере либо в зависимости от стажа работы, являющееся компенсационной выплатой, связанной с увольнением, освобождается от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Суммы вышеуказанного пособия, превышающие, соответственно, трехкратный и шестикратный размеры среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
4. Письмо Минтруда и соцзащиты РФ от 07.04.16 №09-19/4844
При представлении сведений персонифицированного учета по ф. СЗВ-М следует учитывать, что если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то последним днем представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
5. Письмо Управления ПФ по Выборгскому р-ну СПБ от 04.05.16 №04/406/1984
Форма СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах) за апрель 2016 года должна быть подана в ПФ РФ до 6 июня 2016 года.
 
V. Арбитражная практика
1. Постановление Пленума ВС РФ от 12.05.16 №18
Пленумом Верховного Суда РФ разъяснены отдельные аспекты, возникающие в практике применения судами таможенного законодательства. При этом отмен ряд постановлений, ранее принятых Пленумом ВАС РФ.
В частности, в новом постановлении Пленум ВС РФ уделил особое внимание таможенной стоимости ввозимых товаров, в том числе, например, указано, что если в ходе доппроверки у таможенного органа возникли сомнения в заявленной таможенной стоимости, он обязан дать декларанту реальную возможность устранить их. Для этого декларанту направляется извещение. В течение 30 календарных дней после того, как он представил возражения или пояснения, таможенный орган соглашается с заявленной стоимостью или корректирует ее.
2. Определение КС РФ от 10.03.16 №571-О
Суд сделал вывод, что пересмотр итогов камеральной налоговой проверки в ходе выездной налоговой проверки не нарушает конституционные права налогоплательщиков. Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки.
3. Определение ВС РФ от 12.04.16 №306-КГ16-2522
Прекращение камеральной проверки первоначальной декларации в соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ не является основанием для непредставления документов по требованию налогового органа, выставленного по проверке первичной декларации, и не освобождает плательщика от ответственности по ст.126 НК РФ.
4. Определение ВС РФ от 12.05.16 №309-КГ16-3829
Если компенсация оплаты услуг пользования Vip - залом при командировках установлена локальным актом организации, то такие расходы являются компенсационными выплатами при командировках, с которых страховые взносы не начисляются.
5. Определение ВС РФ от 11.05.16 №309-КГ16-1804
Компания выплачивала аванс 30 числа каждого месяца и полагала, что удержание и перечисление НДФЛ с сумм выплаченного аванса производиться не должно. Суд признал такой порядок неправомерным, указав, что датой фактического получения дохода в виде оплаты труда является последний день месяца, за который был начислен доход. Суд сделал вывод о необходимости исчисления НДФЛ в последний день месяца, за который налогоплательщику был исчислен доход в виде оплаты труда.
6. Определение ВС РФ от 11.04.16 №308-КГ15-16651
При проведении выездных проверок инспекция не вправе корректировать цены по сделкам между взаимозависимыми лицами. Правом проверки сделок с взаимозависимыми лицами наделена ФНС. Касательно наличия необоснованной налоговой выгоды суд отметил, что инспекция при проверке ограничилась констатацией факта взаимозависимости и не установила совокупность условий, свидетельствующих о согласованных действиях в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Суд напомнил критерии необоснованной налоговой выгоды, и указал, что в их отсутствие отклонение цен в сделках между взаимозависимыми лицами само по себе не образует необоснованную налоговую выгоду.
7. Апелляционное определение ВС РФ от 12.05.16 №АПЛ16-124
Апелляционный Суд изменил Решение ВС РФ от 01.02.16 №АКПИ15-1383, в котором рассматривался вопрос недействительности положений абз.12 Письма МФ РФ от 18.10.12 №03-01-18/8-145 (в Решении ВС было сказано, что письмо Минфина не наделяет территориальные налоговые органы полномочиями контролировать цены по любым сделкам между взаимозависимыми лицами. В признании недействующим абзаца 12 письма было отказано). Апелляция изменила указанное Решение, указав, что абз.12 Письма МФ РФ как раз наделяет налоговые органы правом при выездных и камеральных проверках контролировать цены в сделках между взаимозависимыми лицами, что прямо запрещено НК.
8. Постановление АС СКО от 24.03.16 №Ф08-1325/2016
Инспекция отправила организации электронное требование о представлении документов, которое компания не заметила. После получения от инспекции акта о правонарушении компания открыла требование и представила все документы. Суд принял решение, что штраф не законен. Более того, не получив от налогоплательщика квитанцию о приеме электронного требования, инспекторы обязаны были направить требование по почте (п. 19 Приказа ФНС от 17.02.11 №ММВ-7-2/168@), что не было сделано.
9. Постановление АС СЗО от 16.03.16 №Ф07-487/2016
Компания получила документы от подрядчика на год позже, и заявила вычет НДС незадолго до окончания 3-х летнего срока, отсчитав его с момента получения документов. Налоговый орган в вычете НДС отказал, сославшись на пропуск 3-х летнего срока. Суд поддержал налоговый орган, указав, что организация не доказала, что документы пришли на год позже, и что директор подписал документы не в день их составления.
10.                     Постановление АС МО от 24.03.16 №Ф05-2457/2016
ПФР не уведомил организацию о дате и месте рассмотрения материалов проверки, что лишило организацию возможности представить пояснения и возражения. Суд поддержал организацию, признав Решение ПФР не действительным.
11.                     Постановление АС ПО от 15.03.16 №Ф06-6245/2016
Даже при отсутствии дефектных ведомостей можно признать расходы на ремонт. Однако для этого следует подготовить иные убедительные доказательства и документы.
12.                     Постановление АС СЗО от 24.03.16 №А56-4585/2015
Товарные накладные ф. Торг-12 были оформлены ненадлежащим образом: не был указан адрес доставки, склад, сведения о ТТН, массе груза. Вычет НДС не правомерен.
13.                     Постановление Одиннадцатого ААС от 21.01.16 №А55-10734/2015
При построении интервала рыночных цен налоговики не вправе использовать по своему выбору лишь отдельные сопоставимые сделки с независимыми лицами.
14.                     Постановление Пятнадцатого ААС от 26.01.16 №А53-14016/2015
При выборе сделок для сравнения инспекция должна анализировать все коммерческие и финансовые условия сопоставимых сделок.
15.                     Постановление АС МО от 26.01.16 №Ф05-19629/2015 (подана жалоба в ВС РФ)
Подача уточненного уведомления до составления акта налогового органа, но после получения сообщения от него о выявленных нарушениях или несоответствиях не освобождает налогоплательщика от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.
16.                     Постановление АС МО от 28.03.16 №Ф05-1440/2016
Перечисление налоговым агентом НДФЛ в более поздние сроки рассматривается как злоупотребление правом, а не как устранение правонарушения. У налогового агента были переплаты по иным налогам, однако он не просил их зачесть в счет уплаты НДФЛ, что свидетельствует о сознательном нарушении.
17.                     Постановление АС МО от 23.03.16 №Ф05-2462/2016
Инспекция не приняла довод организации о том, что документы, подтверждающие вычет по НДС поданы в вышестоящий налоговый орган, и отказала в вычете НДС. Суд поддержал инспекцию, указав, что ИФНС вправе не учитывать дополнительные документы, представленные налогоплательщиком после окончания камеральной проверки.
18.                     Постановление АС МО от 23.03.16 №Ф05-2899/2015
Инспекция сделала вывод, что компания при расчетах за приобретение имущественного комплекса затрат не понесла, так как не платила собственными средствами. Участниками была создана видимость движения денежных средств между собой. Суд поддержал компанию, указав, что факт оплаты заемными средствами не свидетельствует об отсутствии расходов. Наличие или отсутствие признаков взаимозависимости само по себе не моет быть основанием для оценки правомерности вычета по НДС.
19.                     Постановление АС МО от 01.04.16 №Ф05-3306/2016
Заказчик не принял услуги и работы у общества. В этом случае у общества не было оснований принимать к учету документы, не подписанные заказчиком.
20.                     Постановление АС МО от 04.04.16 №Ф05-3313/2016
Налоговый орган отказал обществу в вычете НДС по проектным работам по причине пропуска 3-х летнего срока. Общество считало вычет правомерным, поскольку проектные работы были связаны с капстроем (начатым до 2006 года), и вычет мог быть применен только в периоде окончания строительства и принятию основных средств на учет. Суд поддержал налоговый орган, указав, что проектные работы не являются работами по капитальному строительству, произведены по отдельному договору с организацией, не являющейся исполнителем строительных работ.
21.                     Постановление АС СКО от 03.03.16 №Ф08-887/2016
Компенсация работникам расходов на связь не является вознаграждением за труд, стимулирующей выплатой, не зависит от квалификации и сложности работы, следовательно, страховыми взносами не облагается.
22.                     Постановление АС МО от 27.04.16 №А40-76918/2015
Рассматривался вопрос 3-х летнего срока применения вычетов по НДС. Суд поддержал компанию, указав, что 3-х летний срок необходимо отсчитывать не с периода, когда был выставлен счет – фактура контрагентом компании, а с периода получения счета- фактуры покупателем.
23.                     Постановление АС ВСО от 06.05.16 №А78-11476/2015
По мнению суда, налоговые органы в ходе проведения камеральных проверок вправе затребовать у налогоплательщика документы, если в ходе проверки были выявлены противоречия и (или) несоответствия. Но запрашиваемые документы должны относиться к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы, а не сводными или аналитическими документами бухучета, не являющимися основанием для исчисления налога (судом рассматривалась проверка декларации по НДС).
24.                     Постановление АС СЗО от 10.05.16 №А21-5005/2015
Уход сотрудницы в декрет на следующий день после приема на работу не является основанием для отказа ФСС в зачете расходов на выплату ей пособия по беременности и родам.
 
VI. Актуально
1. Информация ФНС от 05.05.16
Сервис ФНС «Решения по жалобам» теперь предоставляет налогоплательщикам информацию о рассмотрении налоговым органом обращений или жалоб в новом формате. Обновления действуют с апреля 2016 года. В частности, для более удобного использования ресурса решение налогового органа теперь выкладывается как в виде краткой правовой позиции, так и полного текста решения. Кроме того, в решениях по жалобам стали содержаться номер документа, а также наименование налогового органа, который его вынес.
Еще одной новацией является возможность отправлять в ФНС России сообщения о несовпадении позиции, содержащейся в ненормативных актах налоговых органов (решение по проверке, решение по жалобе, требование об уплате налога и т.д.) с позицией, изложенной в решениях по жалобам, размещенных на сайте.
2. Информация ФНС
Сообщается, что планируется объединение информационных баз налоговой и таможенной служб. Предполагается, что будет создана единая система администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей при ввозе и вывозе товаров. Она позволит совмещать потоки информации об импорте, подтверждать нулевую ставку НДС с применением автоматизированной системы контроля за возмещением НДС и упростить таможенное администрирование. Предполагается, что в конечном счете это сделает более удобным взаимодействие предпринимателей, импортирующих товары, с налоговым ведомством.

Планируется также, что будут интегрированы информационные ресурсы ФНС России и Росалкогольрегулирования.