Контакты:
350080, Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1 оф. 65-75
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-58-92
Обзор изменений законодательства за июль 2016 г.
01.08.2016 г
Обзор изменений законодательства за июль 2016 г.
I. Нормативные акты
1. Федеральный закон от 03.07.16 №285-ФЗ
Внесены изменения в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». В связи с упразднением Росфиннадзора функции органа валютного контроля переданы ФТС РФ и ФНС РФ (при этом они исключены из числа агентов валютного контроля).
2. Федеральный закон от 03.07.16 №262-ФЗ
Внесены изменения в Закон о консолидированной финансовой отчетности. Определен срок представления промежуточной отчетности - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который она составлена.
Закреплено, что годовая и промежуточная отчетность отдельных организаций подается в ЦБ РФ в установленные им сроки (кредитные и клиринговые организации, страховщики (кроме работающих в сфере ОМС), НПФ, управляющие компании инвестиционных, паевых инвестиционных фондов и НПФ, организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и являющиеся головными организациями банковских холдингов).
Раскрываемая консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке. Кредитные организации и юр. лица, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, обязаны раскрывать промежуточную консолидированную финансовую отчетность. В целях осуществления контроля за раскрытием консолидированной финансовой отчетности (как годовой, так и промежуточной) введено требование представления сведений о ее раскрытии в Банк России.
Раскрытая в информационных системах общего пользования отчетность должна быть доступна в течение 3-х лет с даты ее размещения.
3. Федеральный закон от 03.07.16 №272-ФЗ
Внесены изменения в КоАП РФ (ст. 5.27 КоАП) и в Трудовой Кодекс РФ. Увеличена ответственность за нарушения трудового законодательства, в том числе за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора или гражданско - правового. Усилена ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты.
Внесены изменения в некоторые акты по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения по оплате труда. Увеличена денежная компенсация за задержку выплаты зарплаты и иных выплат в рамках трудовых отношений. Теперь денежная компенсация выплачивается в размере не ниже одной сто пятидесятой ключевой ставки ЦБ за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты. Размер компенсации может быть повышен коллективным договором.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате зарплаты и других сумм работник вправе обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты средств, в т. ч. в случае неперечисления сумм при увольнении.
4. Федеральный закон от 03.07.16 №251-ФЗ (с 01.01.2017 года)
В связи с введением института независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам внесены изменения в НК РФ (ст. 217НК РФ и 219 НК РФ, ст. 264 НК РФ).
Предусмотрено, что если физлицо проходит такую оценку за свой счет, оно может воспользоваться социальным вычетом по НДФЛ. Если оценка производится за счет средств работодателя, доход работника не облагается НДФЛ. Расходы работодателя будут уменьшать налоговую базу по прибыли.
5. Федеральный закон от 03.07.16 №241-ФЗ
Внесены изменения в ст.86 НК РФ. Для некоторых налогоплательщиков при открытии счета в банке отменяется требование о предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Банки смогут открывать счета, депозиты, а также предоставлять право пользования корпоративным электронным средством платежа на основании сведений из ЕГРЮЛ, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и ЕГРИП. Сохраняется требования о представлении данного свидетельства в отношении иностранных организаций в случае отсутствия о них сведений в госреестре.
Уточняются требования к порядку сообщения банками налоговым органам о счетах налогоплательщиков.
6. Федеральный закон от 03.07.16 №249-ФЗ
В главу «Транспортный налог» внесены изменения в части владельцев ТС, имеющих разрешенную максимальную массу (РММ) свыше 12 тонн. Предусмотрено, что физические лица, уплачивающие плату за причинение вреда автодорогам ТС с РММ более 12 тонн, освобождены от транспортного налога. Организации имеют право уменьшить сумму транспортного налога на сумму указанной платы. Эта норма касается правоотношений, возникших с 01.01.2015, и будет применяться до 31.12.2018.
Сумма платы за возмещение вреда не учитывается в расходах для целей налога на прибыль. Но в рамках УСН и ЕСХН она уменьшает полученные доходы. Эти нормы касаются правоотношений, возникших с 01.01.2016, и будут применяться до 31.12.2018.
7. Федеральный закон от 03.07.16 №248-ФЗ
Внесены поправки в НК РФ в связи с введением новых редакций Общероссийских классификаторов ОКВЭД 2 и ОКПД 2.
8. Федеральный закон от 03.07.16 №244-ФЗ (с 01.01.2017года)
В НК РФ закреплен механизм налогообложения НДС услуг, оказываемых иностранными организациями через Интернет. Установлены особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, предусмотренных пунктом 1 статьи 174.2 НК РФ (предоставление прав на использование баз данных, оказание рекламных услуг в сети "Интернет", предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга; оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети "Интернет" и др.).
В связи с этим в часть I НК РФ внесены изменения, в том числе: предусмотрены особенности постановки на учет в налоговом органе иностранной организации, возможность использования личного кабинета налогоплательщика иностранной компанией, реализующей электронные услуги, для представления налоговой декларации по НДС и иных документов, особенности проведения камеральной налоговой проверки в отношении таких иностранных организаций.
9. Федеральный закон от 30.06.16 №225-ФЗ
Ввоз сырья и комплектующих изделий для медицинских товаров освобождается от НДС, если их аналоги не производятся в РФ. Условием предоставления данной льготы является представление в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов в РФ (в случае их ввоза с территории государства - члена Евразийского экономического союза данный документ представляется в налоговый орган).
Уточнены особенности налогообложения НДС при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
С 1 августа 2016 года снижается размер коэффициента, применяемого при определении вычета сумм акциза в случае использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, отвечающей установленным требованиям.
10. Федеральный закон от 03.07.16 №242-ФЗ
Приведена в соответствие с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» терминология НК РФ, а именно, слова «Финансовый инструмент срочной сделки» заменены на «Производный финансовый инструмент».
Освобождены от НДФЛ доходы от участия в бонусных программах с использованием банковских или дисконтных карт. Установлен перечень случаев, при которых указанные доходы не освобождаются от обложения НДФЛ (например, если присоединение к программам осуществляется не на условиях публичной оферты; при выплате доходов в качестве вознаграждения лицам, состоящим с организацией в трудовых отношениях).
Конкретизирован перечень видов ценных бумаг к налоговой базе, по операциям с которыми применяется ставка налога на прибыль организаций 15 процентов.
Установлены правила округления при расчете отдельных показателей в целях исчисления НДПИ. Так, в частности, округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления рассчитанная в установленном порядке расчетная цена газа горючего природного при поставках за пределы территорий государств - участников СНГ (ЦЭ), условная ставка вывозной таможенной пошлины на газовый конденсат (ПН) и др.).
Уточнен перечень видов недвижимого имущества, предусмотренный пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ, которое облагается налогом на имущество с применением налоговой ставки в размере 0 процентов.
11. Федеральный закон от 03.07.16 №240-ФЗ
Изменения внесены в первую часть НК РФ. Расширен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списанию. Уточнены обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля.
Внесены изменения в порядок проверки КГН. В частности, налоговые органы при проверке КГН не вправе проверять правильность определения налоговой базы у участника, в отношении которого проводится налоговый мониторинг (за рядом исключений). Скорректированы некоторые положения о налоговом мониторинге и др.
12. Федеральный закон от 03.07.16 №239-ФЗ (с 01.01.2017 года)
Внесены поправки к ТК РФ. Они обусловлены введением института независимой оценки квалификации. В ходе такой оценки проверяется соответствие работников профстандартам и квалификационным требованиям.
Закреплено, что при направлении работника на прохождение такой оценки работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные нормами трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
13. Федеральный закон от 03.07.16 №238-ФЗ (с 01.01.2017 года)
Принят Закон о независимой оценке квалификации. Он регулирует вопросы подтверждения соответствия квалификации работника (претендента) профстандарту либо требованиям к ней (требования устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами).
Оценка квалификации проводится в форме профэкзамена. Соискатель может пройти такую оценку по собственной инициативе на свои деньги либо по направлению работодателя за его счет. При успешном прохождении экзамена выдается свидетельство о квалификации. Сведения о выданных свидетельствах вносятся в специальный реестр.
14. Федеральный закон от 03.07.16 №237-ФЗ (с 01.01.2017 года)
Вводятся новые правила государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей). Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти. Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением внеочередной оценки. Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.
15. Федеральный закон от 03.07.16 №236-ФЗ
Закон касается новой организационно-правовой формы юрлиц - публично-правовой компании. Она представляет собой унитарную некоммерческую организацию, созданную на основании федерального закона или указа Президента РФ.
В указанную форму предполагается преобразовать ряд госкорпораций, госкомпаний и АО со 100% госучастием.
16. Федеральный закон от 03.07.16 №234-ФЗ
Ратифицировано Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов между РФ и Гонконгом.
17. Федеральный закон от 23.06.16 №188-ФЗ
Любым заинтересованным лицам предоставляется право на бесплатный доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Получение такой информации осуществляется на основании обращения, направленного в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России.
18. Федеральный закон от 03.07.16 №250-ФЗ (с 01.01.2017 года)
В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам приняты поправки в ряд законодательных актов.
19. Федеральный закон от 03.07.16 №338-ФЗ
Закон касается преимущественного права приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. По общему правилу минимальный срок действия данного права - 45 дней с момента направления (вручения) или опубликования соответствующего уведомления. Однако в некоторых случаях он может быть сокращен.
Речь идет о ситуациях, когда цена размещения или порядок ее определения установлены решением, являющимся основанием для размещения АО акций или бумаг путем открытой подписки с их оплатой деньгами, а информация, содержащаяся в уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах. В таких случаях минимальный срок составляет 8 рабочих дней с момента раскрытия указанной информации.
До внесения изменений эта норма касалась АО - кредитных организаций, более чем 50% обыкновенных акций которых принадлежит государству. Поправками данная норма распространена на все АО - кредитные организации, а также на иные АО с долей участия государства более 50%. Минимальный срок при этом увеличен до 12 рабочих дней.
Лицо, которое являлось единственным акционером ПАО, реорганизуемого в форме слияния либо присоединения, стало владельцем более 95% акций ПАО, созданного путем реорганизации (с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам). Установлено, что в течение 5 лет с момента реорганизации такое лицо вправе направить в ПАО добровольное предложение о приобретении акций, предоставляющих право голоса.
При этом в течение 6 месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения указанное лицо вправе направить в ПАО требование о выкупе акций. Речь идет о случаях, когда в результате принятия предложения было приобретено не менее чем 50% от общего количества акций, не принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.
20. Федеральный закон от 03.07.16 № 339-ФЗ
Акционерам разрешено вносить безвозмездные вклады в имущество общества, не увеличивающие его уставный капитал. Безвозмездные вклады вносятся на основании договора с обществом. Такой договор должен быть предварительно одобрен решением совета директоров (наблюдательным советом) АО. Исключение составляют случаи, когда уставом непубличного общества предусмотрена возможность установления для акционеров обязанности по внесению вкладов.
21. Федеральный закон от 03.07.16 №360-ФЗ
Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита.
22. Федеральный закон от 01.07.16 №343-ФЗ (с 01.01.17 года)
Усовершенствованы институты крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Так, правила о согласии на совершение крупных сделок распространяются на договоры аренды и договоры о предоставлении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.
Скорректированы правила о признании крупной сделки недействительной. Она считается таковой, если совершена в отсутствие надлежащего согласия на ее совершение; если доказано, что контрагент знал или заведомо должен был знать о том, что она совершена в отсутствие согласия.
Изменен порядок квалификации сделок с заинтересованностью. Решено отказаться от обязательного предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью.
23. Федеральный закон от 03.07.16 №243-ФЗ (с 01.01.2017 года)
Налоговые органы наделены полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС. В НК РФ внесены соответствующие поправки.
Кодекс дополнен положениями, регулирующими порядок исчисления, уплаты и администрирования взносов.
Введена новая глава 34 НК РФ. Определено понятие страховых взносов, установлены обязанности плательщиков. В НК РФ появится раздел о страховых взносах. В нем определены элементы обложения взносами, установлены льготы, а также особенности уплаты взносов отдельными категориями плательщиков. На страховые взносы распространен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров.
24. Федеральный закон от 03.07.16 №290-ФЗ
Предусмотрен поэтапный переход на применение новой контрольно-кассовой техники (ККТ), которая будет автоматически передавать данные об операциях в налоговые органы в режиме "on-line" через оператора фискальных данных. Кассовые аппараты старого образца будут регистрироваться до 1 февраля 2017 г. С 1 июля 2017 г. онлайн-кассы станут обязательными для всех, кто уже использует ККТ, с 1 июля 2018 г. - для тех, кто в настоящее время не обязан их применять. Электронная кассовая лента заменена на фискальный накопитель.
Определены автоматизированные системы по формированию бланков строгой отчетности (БСО) по принципу ККТ. Уточнены правила регистрации ККТ.
Ужесточена административная ответственность в сфере применения ККТ. Так, штраф за расчеты без онлайн-кассы - не менее 30 000 руб., за повторное нарушение - остановка деятельности магазина до 90 суток.
25. Постановление Правительства РФ от 07.07.16 № 640
Указанным Постановлением обновлена классификация ОС, включаемых в амортизационные группы, разработанная на основании Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008). Новая редакция классификации основных средств вступит в силу с 1 января 2017 года одновременно с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008).
II. Разъяснения по трансфертному ценообразованию и КИК
1. Письмо ФНС РФ от 21.03.16 № ЕД-3-13/1183@
В случае непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же покупателя, неизменности условий поставок и иных показателей в листе 1Б (строки 030 - 110 и 130) допускается суммирование количества товаров (работ, услуг) в указанных поставках и заполнение одного листа 1Б.
Цена товара (работы, услуги) может измениться в силу курсовой разницы. В этом случае при заполнении уведомления о контролируемых сделках нужно прекратить суммирование количества товаров в рамках одного листа раздела 1Б «Сведения о предмете сделки (группе однородных сделок)».
III. Прочие разъяснения МФ РФ
1. Письмо МФ РФ от 01.06.16 № 03-07-13/1/31640
Услуги по предоставлению ж/д подвижного состава для перевозки груза с территории Республики Казахстан через территорию РФ на территорию Республики Беларусь, оказываемые российской организации российскими налогоплательщиками, не являющимися российскими перевозчиками на ж/д транспорте и владеющими ж/д подвижным составом (в собственности или в аренде), облагаются НДС по нулевой ставке.
2. Письмо МФ РФ от 04.05.16 № 03-07-09/25719
В случае доставки товаров обособленному подразделению организации-покупателя в счете-фактуре указывается по строкам:
· 4 «Грузополучатель и его адрес» - наименование и адрес соответствующего обособленного подразделения,
· 6 «Покупатель» и 6а «Адрес» - данные головной организации,
· 6б «ИНН/КПП покупателя» - КПП соответствующего обособленного подразделения.
3. Письмо МФ РФ от 06.06.16 № 03-03-06/1/32742
При определении предельной величины процентов по договору займа, обязательство по которому выражено в рублях (даже в случае получения займа в валюте), в целях налога на прибыль применяется фактическая ставка с учетом интервалов предельных значений, установленных пп. 1 п. 1.2 ст. 269 НК РФ для долговых обязательств, оформленных в рублях.
4. Письмо МФ РФ от 05.07.16 № 03-03-РЗ/39299
В разъяснениях МФ РФ приведены 3 варианта учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов застройщиков на строительство объектов инфраструктуры:
· Расходы застройщиков, осуществляющих строительство объектов инфраструктуры самостоятельно или с привлечением подрядных организаций, формируют расходы, связанные со строительством жилого фонда и нежилых помещений, которые учитываются по мере признания доходов от реализации объектов жилого фонда или нежилых помещений, в случае, если построенные объекты инфраструктуры в последующем подлежат передаче в государственную или муниципальную собственность, либо по их поручению (решению) специализированным эксплуатирующим организациям;
· В случаях, когда создаваемые объекты инфраструктуры планируется эксплуатировать застройщиком самостоятельно либо предполагается передавать их на основании сделок в пользу третьих лиц, подобные расходы учитываются в установленном порядке в качестве амортизируемого имущества или готовой продукции соответственно;
· Если застройщик осуществляет деятельность в качестве технического заказчика (в соответствии с терминами Градостроительного кодекса РФ), то в этом случае сумма затрат, превышающая сумму денежных средств, полученных на целевое финансирование, не учитывается для целей налогообложения прибыли организаций на основании пункта 17 статьи 270 НК РФ.
5. Письмо МФ РФ от 29.06.16 № 03-07-11/37772
По мнению МФ РФ, услуги по предоставлению парковочных мест сотрудникам для целей применения НДС следует рассматривать как безвозмездное оказание услуг, которые подлежат обложению НДС. При этом «входной» НДС компания может принять к вычету в общем порядке.
6. Письмо МФ РФ от 27.06.16 № 03-03-06/1/37164
Объекты недвижимости, полученные с целью увеличения чистых активов, при отсутствии расходов налогоплательщика, связанных с приобретением данного имущества и доведением его до состояния, пригодного к использованию, принимаются для целей налогового учета по нулевой стоимости.
7. Письмо МФ РФ от 10.06.16 № 03-03-06/1/34188
Поскольку соискатели-учащиеся не являются сотрудниками организации-работодателя на основании трудовых договоров, затраты на выплату им стипендий и оплату практических занятий не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда.
Вместе с тем расходы на выплату им стипендий, понесенные за период обучения в соответствии с ученическими договорами, могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, на дату возникновения таких расходов.
Вместе с тем расходы на выплату им стипендий, понесенные за период обучения в соответствии с ученическими договорами, могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, на дату возникновения таких расходов.
8. Письмо МФ РФ от 13.04.16 № 03-03-06/2/21011
В случае, если организация выплатила промежуточные дивиденды и их размер оказался выше чистой прибыли по итогам года, полученная разница – это доход участников общества, который должен облагаться по ставке 20%.
9. Письмо МФ РФ от 23.06.16 №03-07-11/36478
При списании дебиторской задолженности, образовавшейся в результате предварительной оплаты (частичной оплаты) услуг, которые не были оказаны подрядчиком, НДС, принятый к вычету покупателем при перечислении указанной суммы оплаты (частичной оплаты), подлежит восстановлению.
10. Письмо МФ РФ от 28.06.16 № 03-05-05-01/37693
Налоговая льгота по п. 25 ст. 381 НК РФ применяется в отношении принятого к учету в состав основных средств с 01.01.13 г. движимого имущества, требующего монтажа и приобретенного у лица, не признаваемого взаимозависимым в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ, вне зависимости от того, каким лицом (взаимозависимым или не взаимозависимым) производился монтаж оборудования и у какого лица приобретались комплектующие изделия и материалы.
11. Письмо Минфина 24.06.2016 № 03-07-08/37026
Услуги по монтажу оборудования и по обучению персонала работе с данным оборудованием, оказанные иностранной организацией, облагаются НДС. По мнению, МФ РФ такие услуги следует рассматривать как вспомогательные, местом реализации которых признается место реализации основных (п. 3 ст. 148 НК РФ) услуг. Поэтому такие услуги также будут облагаться НДС.
IV. Разъяснения налоговых органов
1. Письмо ФНС РФ от 24.06.16 № ЕД-19-15/104
ФНС напомнила: отсутствие записи о контрагенте в ЕГРЮЛ - признак налогового риска. На официальном сайте ведомства можно ознакомиться с информацией о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Также размещены адреса массовой регистрации и названия компаний, в составе руководства которых есть дисквалифицированные лица.
ФНС для оценки налоговых рисков рекомендует, в частности, проверить:
ФНС для оценки налоговых рисков рекомендует, в частности, проверить:
· подтверждены ли документально полномочия руководителя контрагента или его представителя, имеются ли копии их документов, удостоверяющих личность;
· есть ли информация о фактическом месте нахождения контрагента, расположении производственных или торговых площадей;
· существуют ли очевидные свидетельства того, что контрагент может выполнить условия договора;
· нет ли обоснованных сомнений, что контрагент может выполнить условия договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
2. Письмо ФНС РФ от 14.06.16 № СД-4-3/10498@
Если услуга по перевозке товара от таможни в месте въезда в РФ и до внутренней таможни или до конечного потребителя является частью общего заказа международной перевозки груза, то такая компания может претендовать на нулевую ставку по НДС. Если же такая перевозка производится в рамках самостоятельного заказа, то придется платить НДС по ставке 18%.
3.Письмо ФНС РФ от 05.05.16 №СА-4-9/8116@
Если компания рассчитывается с бюджетом по НДФЛ до того момента, как выплатит заработную плату своим работникам, налоговики не признают такой платеж как уплату налога, т.к. нормами НК РФ перечисление НДФЛ налоговым агентом в авансовом порядке, не допускается.
4. Письмо ФНС РФ от 04.07.16 №СА-4-7/12211@
Обобщена практика судов за 1 полугодие 2016 года, в частности:
· субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета области, источником финансового обеспечения которой являлись целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия из федерального бюджета. В этой связи получение бюджетных средств не влечет налоговые последствия, предусмотренные подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ;
· закон РФ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» имеет иной, самостоятельный, предмет регулирования, не относящийся к законодательству о налогах и сборах. Предоставление скидки как на продовольственный товар, так и непродовольственный товар, уменьшает его стоимость, что влечет корректировку налоговой базы по НДС;
· контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок;
· подача уточненной налоговой декларации, не уменьшающей суммы заявленного к возмещению в заявительном порядке налога на добавленную стоимость, не влечет применение последствий, установленных пунктами 15 и 17 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (начисление процентов на сумму налога, предъявленного к возмещению в заявительном порядке), поскольку такие проценты по своей правовой природе являются компенсацией потерь, которые несет бюджет в связи с излишним возмещением налога;
· реализация услуг, непосредственно связанных с услугами по организации перевозок и транспортировкой товаров в таможенном режиме экспорта, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов;
· положения НК РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки.
· возникновение обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации, включая налог с дивидендов, обусловлено их реальной выплатой в пользу иностранной организации - получателя дохода;
· НК РФ не предусматривает закрытый перечень способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам выездных и камеральных налоговых проверок и не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3 НК РФ, в целях определения ее размера;
· проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него имеется.
5. Письмо ФНС РФ от 19.07.16 № БС-4-11/12929@
С 01.01.17 за расчетные периоды отчетность по страховым взносам будет предоставляться в налоговые органы. ФНС РФ разработан проект формы расчета по страховым взносам, направляемого в налоговый орган ежеквартально. Планируется объединить действующие формы отчетности. При этом оптимизируется состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя. Исключаются лишние и дублирующие данные.
6. Письмо ФНС РФ от 04.07.16 № СД-4-3/11936@
В случае если транспортно-экспедиционные услуги, оказываются на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории РФ, до пункта назначения, расположенного на территории РФ, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0% независимо от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров, и ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке.
V. Разъяснения других ведомств
1. Письмо Минтруда РФ от 15.04.16 № 17-3/ООГ-578
Нормами ТК РФ не предусмотрена возможность заключения трудовых договоров о дистанционной работе с иностранными гражданами, проживающими и осуществляющими трудовую деятельность за пределами территории РФ. Сотрудничество с такими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений.
Выплаты и иные вознаграждения, начисленные российской организацией в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не являются объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
2. Письмо Минтруда РФ от 28.04.16 № 17-3/ООГ-692
На денежную компенсацию, выплачиваемую работнику организацией-работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, не распространяется действие ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты в рамках трудовых отношений.
Выплата денежной компенсации работнику при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска и т.п., не является возмещением затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей.
3. Письмо Минтруда РФ от 19.05.16 № 17-3/В-199
Вне зависимости от основания принятия на работу иногороднего работника (на общих основаниях или в порядке переезда работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность) суммы возмещения такому работнику расходов по найму жилого помещения подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
VI. Арбитражная практика
1. Определение ВС РФ от 26.05.16 № 308-КГ16-3728
Суд указал, что убытки от списания поврежденного товара, уничтожение которого произошло в результате выхода из строя водопроводной трубы, не могут быть отнесены к внереализационным расходам, подлежащим учету в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ, поскольку причина уничтожения товара (прорыв трубы) не связана со стихийным бедствием либо иной чрезвычайной ситуацией.
2. Определение Конституционного суда РФ от 06.06.16 № 1170-О
Суд пришел к выводу, что вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии АО подлежит обложению страховыми взносами. К данному выводу суд пришел исходя из норм ГК РФ, указав, что совет директоров и ревизионная комиссия являются коллегиальным органом общества. Соответственно они берут на себя обязанности по управлению и (или) контролю за обществом. За эту деятельность они могут получать вознаграждение по решению общего собрания акционеров.
3. Постановление АС Поволжского округа от 23.06.16 № А06-9110/2015
Нарушение срока камеральной проверки не привело к отмене решения инспекции. Суд, ссылаясь на позицию Президиума ВАС РФ, отметил, что период просрочки минимален, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Есть подход судов, согласно которому существенное нарушение срока может повлечь отмену решения, вынесенного по итогам камеральной проверки.
4. Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.04.16 №Ф01-1026/2016
Если фирма не поставляла и не могла поставлять товар, представленные счета-фактуры не отвечают требованиям ст. 169 НК РФ и не могут подтверждать правомерность заявленных вычетов по НДС.
5. Постановление АС Центрального округа от 26.04.16 №Ф10-968/2016
Если плательщик ведет работы по доведению недвижимости до состояния, пригодного к использованию, такой объект не может быть принят в состав ОС.
6.Постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.04.16 №Ф08-2121/2016
Дальнейшая реорганизация поставщиков путем присоединения к фирме-однодневке в другом регионе не может свидетельствовать о необоснованной налоговой выгоде.
7. Постановление АС Поволжского округа от 21.04.16 №Ф06-25386/2016
О нереальности сделок говорит применение вычета НДС в отношении несуществующего товара, который ввезен в РФ в меньшем количестве, чем приобрел и указал налогоплательщик.
8.Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.06.16 №Ф04-2235/2016
Для выполнения строительных работ подрядчик привлек субподрядчиков. В ходе проверки налоговики посчитали, что субподрядчики не могли выполнять строительные работы, поскольку по месту регистрации не находятся, необходимые материальные ресурсы для производства работ, ОС и технический персонал отсутствуют. В связи с этим подрядчику был доначислен налог на прибыль и НДС.
Однако суд указал, что налоговый орган факт выполнения спорных работ не отрицает, доказательств завышения стоимости аналогичных работ не представлено. Недобросовестность субподрядных организаций не является основанием признания недобросовестности заказчика и возложения на него ответственности за действия других лиц.
9. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.06.16 №Ф04-2393/2016
В случае, если товар доставлен силами компании (самовывозом), то отсутствие товарно-транспортной накладной (ТТН) в данном случае не препятствует подтвердить заявленные ею вычеты по НДС иными документами. Поскольку компания не имела договорных отношений с транспортными компаниями относительно услуг по перевозке товаров, была составлена товарная накладная ТОРГ-12, наличие которой является достаточным условием для оприходования товара в бухгалтерском учете. Действующее законодательство не ставит право вычета по НДС в зависимость от наличия ТТН, при условии оприходования товара по ТОРГ-12.
10. Постановления АС Западно-Сибирского округа от 08.06.16 №А03-9004/2015, АС Восточно-Сибирского округа от 12.05.16 №А19-17610/2015
Суммы, непринятых к зачету расходов, выплаченные по листкам нетрудоспособности, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений. Соответственно, на них не начисляются страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
11. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.07.16 № А01-638/2015
Суд указал, что в случае если предоплата и отгрузка были в одном квартале, то НДС с суммы аванса допустимо не исчислять. Кассация пришла к такому выводу, указав: авансовыми признаются платежи, поступившие в кварталах, которые предшествуют отгрузке. Эту точку зрения разделяют большинство судов. Компетентные органы считают, что НДС нужно исчислить с аванса, а потом с выручки от реализации.
VII. Законопроекты
1. Законопроект № 1098704-6
Предлагается уровнять порядок налогообложения материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами и материальной выгоды, полученной от приобретения товаров (работ, услуг). В связи с ложившейся экономической ситуацией планируется установить, что доходом считается только материальная выгода от экономии на процентах, полученная от организаций и ИП, признаваемых взаимозависимыми лицами налогоплательщика.
2. Законопроект № 1094376-6
Федерация автовладельцев России предлагает перенести платежи по транспортному налогу в цену бензина и других нефтепродуктов, т.к. увеличение акцизов на топливо и сохранение транспортного налога фактически приводит к двойному налогообложению автомобилистов. В связи с этим предлагается отменить транспортный налог.
VIII. Актуально
1. Информация ФТС России
ФТС России сообщает о различных позициях судов по делам об оспаривании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС по договору лизинга.
В Обзоре подчеркивается, в частности, что практика арбитражных судов РФ (Северо-Западного и Московского регионов) свидетельствует о том, что имеет место различное применение и толкование судами положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», касающихся основы определения и структуры таможенной стоимости применительно к товарам, ввезенным на таможенную территорию ЕАЭС на основании договора лизинга.
В Обзоре подчеркивается, в частности, что практика арбитражных судов РФ (Северо-Западного и Московского регионов) свидетельствует о том, что имеет место различное применение и толкование судами положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», касающихся основы определения и структуры таможенной стоимости применительно к товарам, ввезенным на таможенную территорию ЕАЭС на основании договора лизинга.
В случае завершения таможенной процедуры временного ввоза путем помещения товаров (транспортных средств) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после перехода права собственности от лизингодателя к лизингополучателю таможенные органы принимают решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров с включением лизинговых платежей, в том числе лизингового процента, в структуру таможенной стоимости товаров. Не соглашаясь с включением лизинговых платежей в структуру таможенной стоимости товаров и соответствующими решениями по корректировке таможенной стоимости, участники ВЭД обращаются в суды. При этом судами Московского региона позиция таможенных органов поддерживалась. Однако по аналогичным спорам, связанным с обжалованием решений о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по договору лизинга, судами Северо-Западного региона судебные акты выносятся не в пользу таможенных органов.
Кроме того, сообщается, что таможенные органы вправе поставить под сомнение достоверность заявленных сведений о лизинговом проценте, имея в виду, что его включение в структуру лизинговых платежей влечет соответствующее уменьшение той части платежей по договору лизинга, которые формируют цену предметов лизинга как ввозимых товаров.
2. Информационное сообщение МФ РФ от 06.07.16 №4с-аудит-4
В связи с изменениями в законодательство обязательный аудит будет проводиться в отношении отчетности публично-правовой компании, а также промежуточной консолидированной финансовой отчетности. МФ РФ сообщены, в частности, основания проверки, вид и предмет проверки, лица, которые вправе проводить проверки, а также порядок ее назначения и срок вступления в силу соответствующих изменений.
3. Приказ МФ РФ от 27.06.16 № 98
С 29.07.16 вводятся в действие на территории Российской Федерации 13 документов Международных стандартов финансовой отчетности.