Контакты:
350080, Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1 оф. 65-75
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-58-92
Изменения в бухгалтерском учете
09.06.2015 г
Изменения в бухгалтерском учете
Приказ Минфина России от 06.04.2015 № 57н (далее — Приказ № 57н) внес изменения в приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 66н) и некоторые ПБУ. Все поправки обусловлены необходимостью приведения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету к нормам Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Изменения вступили в силу 17 мая 2015 года.
Условно разделим поправки на две группы: первая касается собственно упрощенного бухгалтерского учета. Вторая включает поправки технического характера.
Закон № 402-ФЗ предоставляет некоторым экономическим субъектам (назовем их «малые предприятия») право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Это:
· субъекты малого предпринимательства;
· некоммерческие организации (включая те, поступления денежных средств и иного имущества у которых превышают 3 млн. рублей);
· организации, получившие статус участников проекта «Сколково».
Из этого небольшого списка пунктом 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ исключены:
· организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ независимо от характера и масштабов деятельности;
· жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
· кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
· микрофинансовые организации;
· организации государственного сектора;
· политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
· коллегии адвокатов;
· адвокатские бюро;
· юридические консультации;
· адвокатские палаты;
· нотариальные палаты;
· некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Поскольку обязательному аудиту теперь подлежат все акционерные общества (и публичные, и непубличные), применять упрощенный бухучет они не могут. Напомним: к субъектам малого предпринимательства относятся лица, признаваемые таковыми на основании статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это экономические субъекты (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим критериям:
· суммарная доля участия РФ и ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
· средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
· выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ — это 400 миллионов рублей.
Методические основы упрощенного бухучета
Малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:
1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;
3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.
Отказ от каких-то ПБУ нужно закрепить в учетной политике.
Справка
Для справки: малые предприятия могут не применять еще два ПБУ (их поправки не коснулись). Это ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» и ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» (п. 2 ПБУ 23/2011).
Следующая группа измененных Приказом № 57н ПБУ включает те, которые обязательны к применению малыми предприятиями, но содержат определенные послабления при ведении учета. Рассмотрим их.
1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В соответствии с пунктом 15.1 малые предприятия имеют право перспективно отражать в отчетности последствия изменения учетной политики, а пункт 6.1. дает право предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).
2. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Пункт 19 позволяет малым предприятиям не переоценивать финансовые вложения.
3. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Пункт 7 разрешает малым предприятиям расходы по всех кредитам и займам учитывать как прочие расходы.
4. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Пункт 9 разрешает малым предприятиям возникшие в результате исправления существенных ошибок прошлых лет прибыли и убытки, учитывать перспективно и отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
В текстах ПБУ, независимо от того, установлена или нет обязанность их применения для малых предприятий, фигурировали в разных комбинациях слова «социально ориентированные некоммерческие организации», а также «субъекты малого предпринимательства» (в ряде случаев с добавлением формулировки «за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг»). Теперь эти формулировки заменены общими словами: «Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность» (с учетом контекста).
Завершая обзор поправок, относящихся к упрощенному бухучету, напомним, что он включает, кроме использования или отказа от некоторых ПБУ, еще и сокращенный план счетов бухучета, упрощенные формы регистров, выбор кассового метода учета доходов и расходов. Правило о кассовом методе закреплено в ПБУ 9/99 «Доходы организации» (п. 12) и в ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п. 18), которых тоже затронул Приказ № 57н.
Следующая группа поправок имеет скорее технический характер. В текстах всех упомянутых ПБУ, а также в тексте Приказа № 66н и отчетных формах, утверждаемых им, слова «о прибылях и убытках» заменены словами «о финансовых результатах». Это значит, что «Отчет о прибылях и убытках», наконец, официально переименован в «Отчет о финансовых результатах».
Формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности сведены воедино в приложении № 5 к Приказу № 66н (приложение № 6 упразднено), а «Отчет о целевом использовании полученных средств» переименован в «Отчет о целевом использовании средств».
Из всех форм бухгалтерской отчетности исключена строка для подписи главного бухгалтера: из бухгалтерского баланса, отчетов о финансовых результатах, изменениях капитала, движении денежных средств, целевом использовании средств. Необходимость этой подписи в Законе № 402-ФЗ не закреплена. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель экономического субъекта (ст. 13 Закона № 402-ФЗ). В заключение отметим, что пункт 17 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», в соответствии с которым бухотчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер организации, пока не подправили.