Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-48)

Версия для печати

13.01.2022 г

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: факты и комментарии

Информационное сообщение 13 января 2022 г. № ИС-аудит-48

Утвержден перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию в Интернете

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация обязана раскрывать информацию о своей деятельности на своем Интернет-сайте. Для исполнения этого требования приказом Минфина России от 30 ноября 2021 г. № 198н утвержден перечень такой информации и сроки ее раскрытия (ранее – перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, был рекомендован Советом по аудиторской деятельности, созданным при Минфине России).

Требование раскрытия информации о своей деятельности обязательно для всех аудиторских организаций без исключения. Для раскрытия информации каждая аудиторская организация обязана создать и вести свой Интернет-сайт.

Информация, подлежащая раскрытию, включает следующие группы сведений:

1) общие сведения об аудиторской организации;

2) сведения о наличии у аудиторской организации права вести аудиторскую деятельность и оказывать аудиторских услуг отдельным категориям аудируемых лиц;

3) сведения о структуре аудиторской организации и лицах, связанных с ней;

4) сведения об организации и обеспечении соблюдения аудиторской организацией требований профессиональной этики и независимости;

5) сведения о контроле (надзоре) за деятельностью аудиторской организации;

6) сведения об аудиторах, работающих в аудиторской организации по трудовому договору;

7) сведения об аудируемых лицах и величине выручки от оказанных услуг.

Утвержденным перечнем определен минимальный обязательный объем раскрываемой информации о деятельности аудиторской организации. В дополнение к названным сведениям аудиторские организации на финансовом рынке обязаны раскрывать информацию, перечень которой устанавливает Банк России. Помимо этого, аудиторская организация вправе раскрывать любую иную информацию о своей деятельности.

Приказом Минфина России не установлены никакие требования к форме раскрытия информации, в связи с чем такая форма определяется аудиторскими организациями самостоятельно. Что касается дополнительной информации о деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке, то требования к форме ее раскрытия вводятся Банком России.

Приказ Минфина России не распространяется на информацию, от раскрытия которой аудиторская организация освобождена в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (например, на информацию о лицах, входящих в состав органов управления в случае, если аудиторская организация является субъектом постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Кроме того, при определении состава и объема раскрываемой информации аудиторская организация должна исходить из:

1) обязанности соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну;

2) требований кодекса профессиональной этики аудиторов. Согласно кодексу аудиторская организация должна, в частности, соблюдать принципы честности и профессионального поведения. Она должна действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, быть честной и правдивой, не должна делать заявления, преувеличивающие уровень предлагаемых услуг либо свою квалификацию или опыт, проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторских организаций.

Приказом Минфина России установлены также сроки раскрытия информации аудиторской организацией. Сроки раскрытия дополнительной информации аудиторскими организациями на финансовом рынке устанавливаются Банком России. Аудиторская организация обязана поддерживать раскрытую информацию о своей деятельности в актуальном состоянии и своевременно вносить изменения в нее.

Приказ Минфина России от 30 ноября 2021 г. № 198н вступает в силу с 1 сентября 2022 г. До вступления в силу приказа раскрытие информации целесообразно осуществлять по перечню и в сроки применительно к установленным этим приказом.

Согласно Федеральному закону «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» приказ Минфина России будет действовать до 1 сентября 2028 г. После 1 сентября 2028 г. будет принято решение о продлении срока действия приказа или проведена оценка его на предмет обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, наличия избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.

Уточнен порядок экспертизы применимости МСА на территории Российской Федерации

В соответствии с Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576, частью процесса признания МСА в Российской Федерации является экспертиза применимости их в России. Такая экспертиза проводится экспертным органом. Порядок проведения экспертизы утвержден приказом Минфина России от 5 августа 2015 г. № 122н.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» с 1 января 2022 г. названным экспертным органом является саморегулируемая организация аудиторов (ранее – Совет по аудиторской деятельности, созданный при Минфине России).

Приказом Минфина России от 27 сентября 2021 г. № 136н указание экспертного органа приведено в соответствие новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности», а именно: вместо Совета по аудиторской деятельности указана саморегулируемая организация аудиторов.

Приказ Минфина России от 27 сентября 2021 г. № 136н вступил в силу с 1 января 2022 г.

Введены в действие актуальные версии МСА

Приказом Минфина России от 27 октября 2021 г. № 163н введены в действие на территории Российской Федерации Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения» и Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 (пересмотренный) «Задания по выполнению согласованных процедур». Одновременно введены в действие поправки в другие международные стандарты, обусловленные принятием названных стандартов.

Названный приказ вступил в силу с 7 января 2022 г. В связи с этим:

МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) подлежит применению с 7 января 2022 г. в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г. и за иные отчетные периоды. Он заменяет МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения», который был введен в действие приказом Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н и прекратил действие на территории Российской Федерации с 7 января 2022 г.;

МССУ 4400 (пересмотренный) подлежит применению с 7 января 2022 г. в отношении заданий, условия которых согласованы (договор оказания услуг заключен) начиная с 1 января 2022 г. Он заменяет МССУ 4400 (ранее МСА 920) «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации», который был введен в действие приказом Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н и прекратил действие на территории Российской Федерации с 7 января 2022 г. Задания по выполнению согласованных процедур, условия которых согласованы до 1 января 2022 г., могут быть закончены в 2022 г. в соответствии с МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н.

Уточнена сфера применения «расширенного» аудиторского заключения

Приказом Минфина России от 9 ноября 2021 г. № 172н введены в действие на территории Российской Федерации новые редакции Международных стандартов аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» и 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении». Цель переиздания этих МСА – распространить требование применения «расширенного» аудиторского заключения на более широкий круг аудируемых лиц. Тем самым реализуется одно из мероприятий, предусмотренных Концепцией развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3709-р.

Единственное отличие новых редакций МСА 700 (пересмотренный) и МСА 701 от ранее действовавших редакций заключается в дополнении их указанием на то, что:

требование МСА 700 (пересмотренный) о сообщении аудитором информации о ключевых вопросах распространяется на аудиторские заключения полных комплектов бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения всех общественно значимых организаций (ранее – только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам);

МСА 701 распространяется на аудит полных комплектов бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения всех общественно значимых организаций (ранее – только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам).

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», под полным комплектом бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, а также отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности». Перечень общественно значимых организаций установлен статьей 5.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Определенная приказом Минфина России от 9 ноября 2021 г. № 172н особенность применения МСА 700 (пересмотренный) и МСА 701 на территории Российской Федерации не изменяет никакие положения этих и других международных стандартов аудита.

Приказ Минфина России от 9 ноября 2021 г. № 172н вступил в силу 8 января 2022 г. Следовательно, МСА 700 (пересмотренный) и МСА 701 в новых редакциях подлежат применению с 8 января 2022 г. С этой же даты прекращается применение на территории Российской Федерации редакций данных стандартов, введенных в действие приказом Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н.

Внесены изменения в Кодекс профессиональной этики аудиторов

Совет по аудиторской деятельности, действовавший в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» до 1 января 2022 г., внес 17 ноября 2021 г. изменения в Кодекс профессиональной этики аудиторов. Согласно этому Федеральному закону саморегулируемая организация аудиторов «Ассоциация «Содружество» приняла Кодекс в новой редакции. Таким образом, с 1 января 2022 г. обязательным для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг) является Кодекс в новой редакции.

Принятие новой редакции Кодекса обусловлено, главным образом, изменениями, которые были внесены в кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров. Основными изменениями Кодекса профессиональной этики аудиторов являются:

1) новое положение согласно которому соблюдение требований Кодекса не означает, что обязанность аудиторской организации, аудитора действовать в общественных интересах всегда будет выполнена. Возможны такие исключительные ситуации, когда, по мнению аудиторской организации, аудитора, применение какого-то требования Кодекса может противоречить общественным интересам или привести к несоразмерным последствиям;

2) новые положения, согласно которым аудиторская организация, аудитор должны следовать не только букве Кодекса, но и его духу;

3) новое требование всесторонне исследовать вопросы при применении концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики, а при выполнении заданий в соответствии со стандартами аудиторской деятельности – также применять профессиональный скептицизм;

4) уточненное определение принципа честности, а также отдельные уточнения определений и поясняющих положений, касающихся других принципов этики (в частности, уточнения, связанные с влиянием применяемых технологий);

6) новые положения, обращающие внимание на возможную предвзятость аудиторской организации, аудитора при применении профессионального суждения (перечень наиболее распространенных примеров предвзятости, др.);

7) новый подраздел о важности внутренней культуры в аудиторской организации для эффективного применения концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики;

8) признание роли, которую аудитор играет в поддержании культуры, основанной на этических ценностях, в аудиторской организации.

Уточен порядок раскрытия результатов обязательного аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц

С целью кодификации норм законодательства Российской Федерации о раскрытии сведений об отчетности организаций и результатах обязательного аудита ее в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – Федресурс), Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 435-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

В подпункте «л.2» пункта 7 статьи 71 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен исчерпывающий перечень сведений о бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии), а также о результатах обязательного аудита этой отчетности, подлежащих внесению в Федресурс (ранее – конкретизация сведений о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности отсутствовала; перечень сведений об обязательном аудите был установлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»). Обязательными сведениями о результатах аудита отчетности являются наименование аудиторской организации, ее ИНН и ОГРН, а также дата аудиторского заключения (ранее – сведения, индентифицирующие аудируемое лицо и аудиторскую организацию, состав проаудированной отчетности, период за который она составлена, дата аудиторского заключения, мнение аудиторской организации о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность). В случае, если аудиторское заключение об отчетности не подлежит представлению в ГИРБО, дополнительно в Федресурс вносится мнение аудиторской организации о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность (ранее – мнение и обстоятельства подлежали внесению в Федресурс в любом случае).

Сведения об отчетности организаций и результатах обязательного аудита ее подлежат внесению в Федресурс, когда федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Данное требование не действует в отношении сведений, составляющих государственную тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 435-ФЗ в части вопросов, рассмотренных в настоящем разделе, вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 30 декабря 2021 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России