Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-49)

Версия для печати

17.01.2022 г

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: факты и комментарии
Информационное сообщение 17 января 2022 г. № ИС-аудит-49
Уточнено Положение о Федеральном казначействе
Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» Федеральное казначейство осуществляет внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Полномочия Федерального казначейства, в том числе в части внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, определены Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2338 внесены изменения в это Положение, цель которых – привестиего в соответствие законодательным актам, принятым в последнее время. В отношении аудиторской деятельности в Положение включены:
1) полномочие по осуществлению контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);
2) полномочие по изданию нормативных правовых актов в сфере регулирования аудиторской деятельности (Федеральный закон от 2 июля   2021 г. № 359-ФЗ), в частности:порядка рассмотрения документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения), а также порядка раскрытия информации;порядка документооборота с саморегулируемой организацией аудиторов и аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям;
3) полномочие по ведению реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (Федеральный закон от 2 июля   2021 г. № 359-ФЗ)².
Кроме этого, уточнена терминология Положения. В частности, осуществляемый Федеральным казначейством контроль в сфере аудиторской деятельности именуется «внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральный государственный контроль (надзор)»(ранее - внешний контроль качества работы аудиторских организаций).
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2338 вступило в силу с 1 января 2022 г.
Внесены изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. №2407 внесены изменения в Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1009. Этими изменениями Положение приведено в соответствие ряду норм Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ), а также обеспечена реализация статьи 30 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»:
1) изменено наименование вида контроля - внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральный государственный контроль (надзор)»(ранее - внешний контроль качества работы (федеральный государственный контроль (надзор) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);
2) уточнен предмет федерального государственного контроля (надзора) - соблюдение аудиторской организацией требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также исполнение решений Федерального казначейства о применении мер воздействия, принимаемых по результатам государственного контроля(ранее - соблюдение аудиторской организацией требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также исполнение решений Федерального казначейства о применении мер воздействия, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий);
3) уточнен порядок учета объектов федерального государственного контроля (надзора) – учет осуществляется путем ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (ранее - учет велся посредством подачи аудиторскими организациями уведомлений о начале оказания услуг);
4) установлен порядок оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия: не позднее пяти рабочих дней с даты окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия; место оформления - по месту нахождения Федерального казначейства (его территориальных органов);
5) установлен ключевой показатель оценки деятельности Федерального казначейства по осуществлению федерального государственного контроля (надзора).
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2407 вступило в силу с 1 января 2022 г. Ключевой показатель оценки деятельности Федерального казначейства по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) применяется с 1 марта 2022 г.
Определены индикаторы риска нарушения обязательных требований аудиторскими организациями
Индикаторы риска нарушения обязательных требований аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, разработаны во исполнение частей 9 и 10 статьи 23 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Индикаторы риска предназначены для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии Федеральным казначейством (его территориальными органами) решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Индикатор риска нарушения обязательных требований - это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушением обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Приказом Минфина России от 23 июня 2021 г. № 90н утвержден Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по внешнему контролю деятельности (федеральному государственному контролю (надзору) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.В Перечень включены индикаторы, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении аудиторской организацией требованийФедерального закона «Об аудиторской деятельности», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. Выявление индикаторов риска нарушения указанных требований будет являться основанием для проведенияФедеральным казначейством внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации.
Приказ Минфина России от 23 июня 2021 г. № 90н вступил в силу с 1 января 2022 г.
Утверждены индикативные показатели внешнего контроля деятельности аудиторских организаций
Приказом Минфина России от 15 декабря 2021 г. № 566 утверждены индикативные показатели внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора). Данный приказ издан в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Индикативные показатели будут применяться Федеральным казначейством. Они предназначены для ежегодного мониторинга внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, его анализа, выявления проблем, возникающих при его осуществлении, и определения причин их возникновения. Кроме этого, они будут иллюстрировать эффективность контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства, то насколько разумно используются ресурсы для достижения результата. Сведения об индикативных показателях подлежат включению в ежегодный доклад Федерального казначейства об осуществляемом виде контроля.
Приказ Минфина России от 15 декабря 2021 г. № 566 вступает в силу                       с 1 марта 2022 г.
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России