Контакты:
350080, Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1 оф. 65-75
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-58-92
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: факты и комментарии
20.04.2022 г
Информационное сообщение 18 апреля 2022 г. № ИС-аудит-53
Федеральными законами от 16 апреля 2022 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 671 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в законодательство Российской Федерации внесен ряд изменений, направленных на упорядочение института аудита. Среди прочего, эти федеральные законы обеспечивают реализацию Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской от 31 декабря 2020 г. № 3709-р, в части пересмотра сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и согласованности федеральных законов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Положения Федеральных законов от 16 апреля 2022 г. № 99-ФЗ и № 114-ФЗ, относящиеся к аудиторской деятельности, вступают в силу с 1 января 2023 г.
Сокращено количество случаев обязательного аудита
отчетности непубличных акционерных обществ
Непубличное акционерное общество обязано проводить аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами (ранее – бухгалтерская (финансовая) отчетность любого непубличного акционерного общества подлежала обязательному аудиту). В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность непубличных акционерных обществ: ценные бумаги которых допущены к организованным торгам; акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования; являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй; соответствующих финансовым критериям, установленным этим Федеральным законом. Другими федеральными законами предусмотрен обязательный аудит отчетности, например, следующих организаций, созданных в форме непубличного акционерного общества: кредитных организаций (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»), страховых организаций (Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»), микрофинансовых организаций (Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).
Проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (т.е. аудита в случаях, не установленных законодательством) является правом (но не обязанностью) непубличного акционерного общества. Среди таких случаев может быть, например, аудит: по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов; по решению руководства организации.
Для проведения обязательного аудита непубличное акционерное общество назначает аудиторскую организацию, а инициативного аудита - аудиторскую организацию или индивидуального аудитора.
Инициативный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности непубличного акционерного общества назначается решением совета директоров (наблюдательного совета) такого общества либо общим собранием акционеров, либо определенным уставом общества лицом (органом), к компетенции которого относится принятие решения о проведении общего собрания акционеров.
Уточнено, кто вправе проводить инициативный аудит
отчетности публичных акционерных обществ
Федеральный закон «Об акционерных обществах» приведен в соответствие Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» в отношении того, кто вправе проводить инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности публичного акционерного общества – исключительно аудиторская организация (ранее – аудиторская организация или индивидуальный аудитор).
Скорректировано понятие независимости
аудиторской организации и индивидуального аудитора
Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» приведены в соответствие Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» в отношении содержательного наполнения понятия «независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора)». Для целей законодательства независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) понимается в смысле Федерального закона «Об аудиторской деятельности», т.е. отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц (ранее – лишь в смысле имущественной независимости).
Уточнена терминология
В Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственно-стью» внесены следующие терминологические уточнения:
- термины «проверка», «проверка и подтверждение», «проверка финансово-хозяйственной деятельности», «аудиторская проверка» заменены термином «аудит»;
- термин «предприниматель, осуществляющий аудиторскую деятельность без образования юридического лица» заменен термином «индивидуальный аудитор»;
- термин «аудитор общества» заменен терминами «аудиторская организация», «индивидуальный аудитор» «аудиторская организация (индивидуальный аудитор)»;
- термин «бухгалтерские книги» заменен термином «документы бухгалтерского учета»;
- термин «годовой бухгалтерский баланс» заменен термином «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность».
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России