Информационное сообщение 13 декабря2022 г. № ИС-учет-43
Особенности раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и
иной информации в 2023 г.
Доступ к ГИРБО
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ФНС России формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) обеспечивается доступ к информации, содержащейся в ГИРБО.
С 1 января 2023 г. порядок ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от № 1624 «О порядке ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации». Предусмотренные этим постановлением заявления об ограничении (возобновлении) доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, представляются организациями в ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 14 октября 2022 г. № ЕД-7-1/939@.
Одновременно утрачивает силу временный порядок доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, в 2022 г., установленный подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 395. Это означает, что:
а)с 31 декабря 2022 г. ФНС России прекратит ограничение доступа к содержащимся в ГИРБО пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) и аудиторским заключениям о бухгалтерской отчетности организаций. В результате с 1 января 2023 г. доступ к этой информации, равно как ко всей иной содержащейся в ГИРБО информации, будут иметь не только государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Банк России, но и любые иные лица. Исключение будет сделано в отношении:
-организаций, доступ к информации которых был ограничен в 2022 г. на основании заявлений, поданных ими в ФНС России согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 395;
-организаций, доступ к информации которых будет ограничен в 2023 г. на основании заявлений, поданных ими в ФНС России в 2023 г. согласно постановлениюПравительстваРоссийскойФедерацииот
№ 1624;
б)с 31 декабря 2022 г. ФНС России прекратит прием заявлений (в свободной форме) об ограничении доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, предусмотренных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 395;
в)доступ к содержащейся в ГИРБО информации, ограниченный ФНС России на основании заявлений, полученных ФНС России до 31 декабря 2022 г., останется ограниченным в силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от № 1624. При этом направлять новое заявление об ограничении доступа к информации в ФНС России в 2023 г. не требуется;
г)с 1 января 2023 г. ФНС России будет ограничивать доступ к содержащейся в ГИРБО информации организаций, представивших соответствующее заявление в 2023 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от № 1624 и приказом ФНС России от 14 октября 2022 г. № ЕД-7-1/939@.
Раскрытие консолидированной финансовой отчетности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 г. № 2249 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 395» до 1 июля 2023 г. продлено действие подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 395. Это означает, что до 1 июля 2023 г. организации, обязанные в силу Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» раскрывать годовую консолидированную финансовую отчетность за 2022 г., вправе отказаться от такого раскрытия. В случае, если организация обязана в силу федерального закона раскрывать промежуточную консолидированную финансовую отчетность за первый квартал 2023 г., названное право распространяется также на раскрытие этой отчетности.
Решение об отказе раскрывать консолидированную финансовую отчетность принимается организацией в случае, если такое раскрытие приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера со стороны иностранных государств, и (или) государственных объединений, и (или) союзов, и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении этой организации и (или) иных лиц.
Принятие организацией решения не раскрывать консолидированную финансовую отчетность не изменяет:
обязанность организаций, определенных законодательством Российской Федерации, составлять консолидированную финансовую отчетностьв 2023 г.
обязанность организаций провести аудит годовой консолидированной финансовой отчетности за 2022 г.;
обязанность организаций, раскрывающихсвою консолидированную финансовую отчетность в силу требований федеральных законов в СМИ, внести сведения об отчетности и результатах обязательного аудита ее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Состав, сроки и порядок внесения таких сведений в федеральный реестр, а также условия, при которых сведения, содержащиеся в нем, не подлежат размещению в Интернете, установлены Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 г. № 2249 вступило в силу со дня официального опубликования, т.е. с 9 декабря 2022 г., и действует до 1 июля 2023 г.
Раскрытие информации на финансовом рынке
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 2131 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 351» до 1 июля 2023 г. продлено действие особенностей раскрытия информации, установленных постановлениемПравительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С учетом этого до 1 июля 2023 г. эмитенты ценных бумаг вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию (в том числе в проспекте ценных бумаг) и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (вне зависимости от целей и формы раскрытия или предоставления информации), в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия и (или) предоставления указанной информации в случае, если раскрытие и (или) предоставление соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация. Аналогичное ограничение допустимо до 1 июля 2023 г. при раскрытии инсайдерской информации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 2131 вступило в силу со дня официального опубликования, т.е. с 28ноября 2022 г., и действует до 1июля 2023 г.
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторскойдеятельности
Минфина России