(861) 232-66-37, 232-58-92
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: факты и комментарии
25.07.2023 г
По результатам анализа практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности Федеральным законом от 24июля 2023 г.№ 355-ФЗ внесено изменение в Федеральный закон«Об аудиторской деятельности», уточняющее общий подход к действию оснований проведения обязательного аудита, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» или другими федеральными законами. Согласно этому уточнению в случае, когда годовая бухгалтерская отчетность одного и того же аудируемого лица подлежит обязательному аудиту по одному основанию, но освобождена от обязательного аудита по другому основанию, данное аудируемое лицо обязано провести аудит этой отчетности (ранее – данный подход не формулировался в законодательстве, но применялся на практике). Иными словами, для возникновения обязанности аудируемого лица провести аудит своей годовой бухгалтерской отчетности достаточно лишь одного основания, закрепленного в федеральном законодательстве. Например, кредитная организация, созданная в форме непубличного акционерного общества, обязана проводить аудит своей годовой бухгалтерской отчетности в силу требования Федерального закона «О банках и банковской деятельности», несмотря на то, что Федеральным законом «Об акционерных обществах» непубличные акционерные общества «освобождены» от обязательного аудита.
Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 355-ФЗ вступит в силу с 4 августа 2023 г.
Инвестиционные советники освобождены от обязательного аудита
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» бухгалтерская отчетность организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг подлежит обязательному аудиту. Инвестиционные советники, чья деятельность регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», относятся к этой категории организаций.
Федеральным законом от 24 июля 2023 г. № 355-ФЗ отменена обязанность проводить ежегодный аудит бухгалтерской отчетности инвестиционных советников, за исключением случаев, когда такой аудит предусмотрен Федеральным законом
«Об аудиторской деятельности» или другими федеральными законами. Данное освобождение распространяется как на инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, так и на инвестиционных советников, совмещающих такую деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для инвестиционных советников, помимо деятельности по инвестиционному консультированию осуществляющих любую иную деятельность, подлежащую лицензированию (например, деятельность по управлению ценными бумагами), обязанность проводить аудит своей годовой бухгалтерской отчетности по-прежнему сохраняется. Эта обязанность сохраняется также для тех инвестиционных советников, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту в силу иных оснований, предусмотренных федеральными законами (например, инвестиционных советников, созданных в форме публичных акционерных обществ, или инвестиционных советников, являющихся кредитными организациями).
Рассмотренное освобождение применяется, начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 г.
Установлен порядок признания аудиторского заключения ненадлежащим
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение может быть признано ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности (далее – ненадлежащее аудиторское заключение). Ненадлежащее аудиторское заключение – это аудиторское заключение, содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной бухгалтерской отчетности и составленное с нарушением обязательных требований.
Процедура признания аудиторского заключения ненадлежащим может быть применена только в отношении следующих общественно значимых организаций на финансовом рынке: кредитных, страховых и клиринговых организаций, головных кредитных организаций банковских групп, головных организаций банковских холдингов, обществ взаимного страхования, организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, организаторов торговли, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов.
Аудиторское заключение признается ненадлежащим по решению Банка России в установленном им порядке. Такой порядок установлен Указанием Банка России от 21 декабря 2022 г. № 6329-У.
Согласно Указанию в Банке России решение о признании аудиторского заключения ненадлежащим принимает Комитет надзора в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Данный Комитет создан в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях осуществления функций Банка России в области регулирования, контроля и надзора в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Положение о Комитете надзора в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке Банка России утверждено решением Совета директоров Банка России от 14 октября 2022.
Решение принимается по результатам рассмотрения информации: свидетельствующей о существенном искажении бухгалтерской отчетности, содержании такого искажения, примененных в связи с этим в отношении аудируемого лица мерах в порядке надзора за его деятельностью; обосновывающей ошибочность выраженного в аудиторском заключении аудиторского мнения; о допущенных аудиторской организацией при составлении аудиторского заключения нарушениях обязательных требований; о поступивших в Банк России возражениях аудиторской организации.
Указание Банка России вступает в силу 4 августа 2023 г.
Установлены дополнительные индикаторы риска нарушения обязательных требований аудиторскими организациями
Во исполнение Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего контроля деятельности (федерального государственного контроля (надзора) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, приказом Минфина России от 23 июня 2021 г. № 90н установлены индикаторы риска нарушения обязательных требований такими аудиторскими организациями. Индикаторы риска предназначены для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии Федеральным казначейством (его территориальными органами) решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Приказом Минфина России от 19 июня 2023 г. № 93н перечень индикаторов риска дополнен следующими двумя индикаторами:
- исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, в связи с неоднократным в течение пяти последовательных лет представлением аудиторского заключения, признанного ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности;
2) выдача в течение одного календарного года аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторских заключений в количестве, превышающем два аудиторских заключения в месяц на каждого аудитора, исходя из средней численности аудиторов, работавших в данной аудиторской организации, за указанный год.
Приказ Минфина России от 19 июня 2023 г. № 93н вступил в силу 25 июля
2023 г.