Обзор новостей за неделю

Версия для печати

01.02.2016 г

 
 Обзор новостей за неделю  
25-31 января 2016 года 
 
Утвержден новый формат для представления бухгалтерской отчетности в электронной форме
ФНС России разработала новый формат для представления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в электронной форме (приказ ФНС России от 31 декабря 2015 г. № АС-7-6/711@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме").
В приказе описаны требования к XML-файлам (файлам обмена) передачи в электронной форме данных по бухотчетности в налоговые органы, а также приведена схема структуры файла. Старый формат, утвержденный приказом ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/313@ признан утратившим силу.
Отметим, фирма сама вправе решить, как ей удобнее сдавать бухгалтерскую отчетность: в электронной форме или на бумажных носителях (письмо ФНС России от 7 декабря 2015 г. № СД-4-3/21316). Новый формат ей понадобится, если она предпочтет первый вариант.
В нем учтены поправки, предусмотренные приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 57н "О внесении изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету". Так, отчет о прибылях и убытках стал называться отчетом о финансовых результатах. Кроме того, был переименован отчет о целевом использовании полученных средств. Теперь он называется отчетом о целевом использовании средств.
Напомним, что все организации обязаны сдавать годовую бухотчетность в налоговые органы. Не делать этого вправе только те, кто освобожден от обязанности ведения бухгалтерского учета. Это в частности, ИП, при условии, что они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; далее – закон о бухгалтерском учете). Также исключение составляют филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций, если они при этом ведут учет доходов и расходов по правилам иностранного государства.
Приказ, утвердивший новый формат, вступает в силу начиная с отчетности за 2015 год. Кстати, последний день для сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошедший год – 31 марта 2016 года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). 
 
Скорректированы некоторые формы статотчетности
Изменению подверглись некоторые формы федерального статистического наблюдения (приказ Росстата от 3 декабря 2015 г. № 611 "О внесении изменений в статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции по видам деятельности").
Статформы скорректированы в связи с изменениями двух общероссийских классификаторов: видов экономической деятельности (ОКВЭД) и продукции (ОКПД).
Например, изменены коды ОКВЭД по видам деятельности, которыми занимаются респонденты статформы № 1-КСР (краткая) "Сведения о деятельности коллективного средства размещения". Эту форму придется сдавать, начиная с отчета за I квартал 2016 года (до 20 апреля 2016 года включительно).
Также скорректированы коды продукции в форме федерального статнаблюдения № 1-учет "Учет объема розничной продажи алкогольной продукции". Ее обновленный вариант необходимо сдавать уже по итогам 2015 года.
Напомним, что в рамках сплошного статистического наблюдения (один раз в пять лет) в этом году перед органами статистики должны отчитаться по итогам 2015 года все субъекты малого и среднего предпринимательства (разд. 3 Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Росстата от 5 июня 2015 г. № 259). Это касается как организаций, так и ИП. Срок для представления сведений истекает 1 апреля этого года. Это последний день, когда можно сдать статотчетность.
 
 
100-процентной оплаты больничных не будет
Минтруд не поддержал идею сенатора Вадима Тюльпанова, который предлагал пересмотреть порядок начисления выплат при получении больничных листов во время эпидемий опасных инфекционных заболеваний.
По мнению сенатора, действующий порядок расчета размера таких выплат заставляет россиян переносить инфекцию "на ногах", а это, во-первых, приводит к дальнейшему распространению инфекции, во-вторых,отрицательно сказывается на производительности труда. Избежать этого, по мнению Тюльпанова, помогут выплаты в 100-процентном размере зарплат всем категориям застрахованных лиц, вне зависимости от страхового стажа.
Помимо этого Тюльпанов предлагал увеличить сумму выплат за "больничные" дни.
Однако Минтруд заявил, что это незапланированные расходы, средства на них никто не закладывал. Дополнительных источников нет, а повышать тарифы неблагоразумно.
С этим согласилась и вице-премьер Ольга Голодец. Дополнительные больничные - дополнительные страховые взносы - возникает дисбаланс. А бороться с эпидемиями у нас умеют, нужно только усилить контроль.
 
Не примут расходы по незарегистрированному договору аренды
Пока договор аренды здания или сооружения на срок не менее одного года не зарегистрирован, включать арендную плату по нему в налоговые расходы нельзя. Такое категоричное мнение высказал Минфин РФ в письме от 23 ноября 2015 № 03-07-11/67890.
Затраты организации признаются расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, при условии их обоснованности и документального подтверждения. Это имеет прямое отношение и к арендным платежам. Ведь в расчетных документах по арендной плате должна быть информация о договоре, в соответствии с которыми расходы произведены. Договор аренды на срок не менее одного года считается заключенным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Если же договор не прошел обязательную госрегистрацию, он не считается заключенным, а значит, и не обеспечивает обоснованность арендных расходов и их документальное подтверждение. То есть требования, предъявляемые Налоговым кодексом к учитываемым при налогообложении прибыли расходам, не выполнены. Заметим, что ранее Минфин был не так категоричен и допускал послабление, признавая, что расходы на аренду все же можно учесть с момента получения арендованного имущества в пользование, но при условии, что согласно договору аренды арендатор получает в пользование здание до госрегистрации этого договора, а документы переданы на регистрацию (см., например, письмо Минфина РФ от 5 марта 2011 г. № 03-03-06/4/18).
Суды в данном вопросе долгое время были полностью на стороне налогоплательщиков. Расходы по незарегистрированному договору аренды недвижимости, заключенному на срок не менее года, учитываются при расчете налога на прибыль, так как учет арендных платежей в расходах не зависит от государственной регистрации договора (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2007 г. по делу № А05-12472/2006-1. Определением ВАС РФ от 15 октября 2007 г. № 12342/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). В Постановлении ФАС Московского округа от 26 августа 2010 г. № КА-А41/9668-10 по делу № А41-7289/09 указано, что Налоговый кодекс не связывает отнесение арендных платежей на расходы с наличием государственной регистрации договора аренды.
А в Постановлении ФАС Уральского округа от 25 января 2007 г. № Ф09-12242/06-С2 по делу № А60-22028/06 судьи признали, что арендную плату по незарегистрированным договорам можно отнести к расходам, поскольку затраты были фактически понесены налогоплательщиком.
 
Минфин готовит беспрецедентное ужесточение налогового администрирования
Речь идет о широком наборе потенциальных мер — от фактического объединения налоговой декларации по НДС с таможенной декларацией до запрета должникам перед бюджетом пользоваться госуслугами. Ознакомиться с рабочими материалами плана мероприятий по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и улучшению эффективности работы с дебиторской задолженностью удалось РБК.
План подготовлен вслед за передачей ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования в единую систему администрирования платежей под руководством Минфина. Указ об этом Президент Владимир Путин подписал 14 января.
Как следует из документов, Минфин намерен собирать доходы максимально жестко. Так, гражданам — должникам по платежам в бюджет (неоплаченные штрафы и пени) предлагается запретить пользоваться госуслугами. Штрафы для неплательщиков предполагается принудительно взыскиваться через вычет из зарплаты. При этом обсуждается возможность заменять штрафы за неуплату в бюджет на обязательные принудительные работы, административный арест или дисквалификацию.
В отношении компаний оперативные меры предусматривают запрет на участие в госконтрактах при наличии не только задолженности по налогам, но и по таможенным платежам. Саму систему проверок предлагается максимально расширить, прежде всего в части, которая касается внешнеэкономической деятельности. Так, предлагается наделить таможенные органы правом при проведении таможенной проверки запрашивать у банков документы и сведения, касающиеся не только деятельности непосредственно проверяемых организаций, но и связанных с ними лиц и компаний. Банки же могут получить право на отказ в валютной операции и на расторжение договора банковского счета в случае совершения клиентом незаконных валютных операций.
Другой блок подготовленного плана напрямую направлен на борьбу с серыми импортными схемами. Так, предлагается установить обязанность налогоплательщика по отражению наименований и количества иностранных товаров в привязке к номеру таможенной декларации. По замыслу разработчиков предложений, такая информация должна будет отражаться и в декларации по НДС. Соответствующие изменения могут быть внесены в Налоговый кодекс уже в июне.